В сложном и динамичном педагогическом процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач воспитания. Как правило, задачи эти - со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений.
Воспитательная работа школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, занятия в объединениях дополнительного образования, экскурсионную деятельность, внеклассные и внешкольные мероприятия.
Основными понятиями воспитательной системы являются: социализация, индивидуализация, помощь, поддержка, гуманизм, культура. Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут.
Цель воспитательной работы:Создание условий для формирования гражданских качеств и патриотических чувств обучающихся, развития социально зрелой, творческой личности, усвоения обучающимися гуманистических ценностей, идеологии белорусского государства, культурных и духовных традиций белорусского народа.
Задачи:
формирование гражданских и патриотических качеств и национального самосознания детей и учащейся молодежи на основе государственной идеологии;
подготовка к самостоятельной жизни и труду;
формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;
овладение знаниями, ценностями и навыками здорового образа жизни;
формирование культуры семейных отношений;
создание условий для формирования предприимчивости, инициативы, успешного саморазвития и самореализации личности.
Принципы воспитания и социализации обучающихся:
- Принцип гуманистической ориентации;
- Принцип социальной адекватности;
- Принцип продуктивности и педагогического общения активности и самодеятельности воспитанников;
- Принцип создания благоприятных социально-психологических условий для развития личности и социализации вочпитанников.
Ценностные ориентиры:
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека;
Воспитательная работа в школе ведется по следующим направлениям:
- гражданско-патриотическое и идейно-нравственное воспитание;
- формирование здорового образа жизни;
- работа с семьей. Социальная защита детства;
- профилактика правонарушений и преступлений;
- профориентационная работа;
- деятельность детских общественных организаций.
В современных условиях сильно возросла роль гражданского и патриотического воспитания, а патриотическая идея становится важным фактором, способным объединить прогрессивные силы общества, выступить гарантом поступательного движения страны, социального прогресса.
Воспитание гражданина - одна из краеугольных задач нашей школы. Решая проблему гражданского воспитания учащихся, школа прежде всего сосредоточивает свои усилия на формировании у школьника ценностного отношения к явлениям общественной жизни. Патриотизм сегодня выступает в качестве возрождения Беларуси. Без развитого патриотического чувства невозможно сохранить суверенитет, защитить национально-государственные интересы, добиться процветания общества.
Учащиеся школы принимают участие в таких акциях, как:
- Акция «Пожилым от молодых» (шефство над пожилыми и одинокими людьми).
- Акция по сбору гуманитарной помощи для детей-сирот «В помощь детям-сиротам», которая была направлена на лечение детей-сирот.
- Акция «Подарок другу».
- Акция «Долг и память».
- Акция «Забота ветеранам».
- Акция «Память сердца», посвященная воинам-интернационалистам.
Учащимися организовываются концерты ко Дню защитника Отечества для ветеранов Великой Отечественной войны. Ветераны, которые не могут прийти в школу, принимают поздравления дома. К сожалению, на сегодняшний день практически не осталось ветеранов, которые могут прийти в школу.
Большое значение в воспитательной работе имеет экскурсионная работа. Воспитание настоящего гражданина, любящего свою Родину, знающего историю и культуру страны. Огромное внимание в школе уделяется посещениям музеев, что является важным фактором художественно-эстетического и патриотического воспитания.
Важным аспектом идеологического воспитания является подготовка юношей допризывного возраста к службе в армии, формирование у ребят любви к Родине, чувства гражданского патриотизма, готовности к защите своего отечества. С этой целью организовано посещение военной части уч-ся 11 классов. Ребята знакомятся с историей создания войск специального назначения, условиями проживания и быта солдат, уровнем подготовки Белорусской армии. Ежегодно проводятся соревнования зимнего и летнего комплексов «Защитник Отчества», которые включают в себя стрельбу, подтягивание, кросс, лыжные гонки, плавание.
В современном обществе приоритет отдается формированию и пропаганде здорового образа жизни среди молодежи, развитию способности противостоять негативным течениям. Школа продолжает работать по комплексно-целевым программам «Здоровье», «Создай свою жизнь сам».
Спортивно-массовая работа в школе строится на проведении соревнований по футболу, волейболу, баскетболу и легкой атлетике. Огромное внимание уделяется проведению Дней здоровья, которые проходят во вторую субботу каждого месяца. Надо отметить, что родители учащихся начальных классов проявляют огромный интерес к таким мероприятиям. Стало почти традицией проводить спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья».
Наша цель: дать каждому ребёнку ещё один (второй, третий, и т.д.) шанс в его индивидуальном развитии. В нашей школе созданы все условия для воспитания и обучения ребенка. Мы хотим видеть наших детей здоровыми, счастливыми, успешными, образованными, культурными, творческими, нравственными людьми. Не стойте в стороне, и тогда ребенок не уйдет от вас, будьте всегда активны, и вы сумеете ему помочь, когда того потребуют обстоятельства. Вся жизнь человеческая – это поиски любви и попытки научить любить. И хорошо бы всем нам – учителям -относиться ко всем мудрее, терпимее, трезвее и с хоть крошечкой душевного тепла.