Эксперименты и опыты Стихи. Рассказы. Сказки
Эксперименты и опыты
Опыт 1. В два стакана помещаем песок, глину, поваренную соль, добавляем воду и размешиваем стеклянной палочкой. Получили раствор. Один стакан оставляем для отстаивания частиц смеси. Из второго стакана раствор фильтруем. На бумажном фильтре остались глина и песок, а прозрачный раствор — в стакане. Берём из стакана прозрачный раствор (это наша питьевая вода) пипеткой и капаем несколько капель на предметное стекло, подносим стекло к самой горячей части пламени спиртовки и даём воде испариться. На предметном стекле остаётся белое кристаллическое вещество — соль.
- Ученики делают вывод: питьевая вода – это смесь веществ.
- Водопроводная вода содержит не только полезные человеку растворимые соли. Но и в некоторых случаях и вредные для его организма вещества. Вот почему сейчас получили распространение бытовые фильтры. Что вы знаете о дистиллированной воде, как её получают?
- Наливаем в пробирку отфильтрованный раствор, нагреваем воду и кипятим на спиртовке до появления пара, предметное стекло аккуратно подносим к отверстию пробирки, на предметном стекле появляются капельки воды. Пар охладился и превратился в воду. Предметное стекло подносим к пламени спиртовки, капельки воды испаряются, но в этом случае кристалликов соли нет. Почему?
- Учитель. Вы уже, ребята, узнали, что вода — универсальный растворитель. Она растворяет многие газообразные (газированная вода), жидкие (раствор уксусной кислоты) и твёрдые (раствор сахара) вещества. Вы также знаете, что не все водные растворы полезны для человека. Так, дождевая вода, растворяя содержащиеся в воздухе оксиды серы, азота, выпадает на землю кислотными дождями, принося вред всему живому.
Опыт 2. Взрывы и аварии на танкерах — к сожалению, нередкое явление. Катастрофа одного супертанкера загрязняет воду в такой степени, как это мог бы сделать весь морской флот ещё какие-нибудь полстолетия тому назад. Сейчас, ребята, вы попробуете провести работу по ликвидации последствий аварии.
- 1.Ставим таз с водой — это наш «океан».
- 2.Заселяем «океан» — опускаем в него игрушки.
- 3.Спускаем «танкер с нефтью» на воду — обрезанную пластиковую бутылку с растительным маслом.
- 4.Имитируем нефтяную аварию — создаём «штормовые условия», раскачиваем ёмкость— масло выливается.
- 5.Приступаем к ликвидации аварии:
- а) пытаемся собрать «нефть» с помощью ложек, дре-
весных опилок, ватных тампонов; - б) очищаем природные объекты (птиц, рыб) от «нефти»
с помощью жидкого мыла, питьевой соды (для этого ис-
пользуем тарелки с ватными тампонами). - Учитель. Для ликвидации последствий разлива нефти лучше всего использовать природный материал, который обладает способностью удерживать её на своей поверхности, например уголь или минерал вермикулит (добывают на Кольском полуострове). Последний наносят на нефтяную плёнку в размельчённом виде. После адсорбции (впитывания) его собирают, обжигают в печах котельной. В отличие от угля, вермикулит можно использовать вновь.
- Перспективным считается применение нефтеокисляющих бактерий. Если культуру бактерий поместить на нефтяную плёнку, то через несколько дней она исчезнет из-за быстрого размножения бактерий.
Опыт 3. Вода входит в состав любого организма. Например, тело медузы на 90—95 % состоит из воды! Много воды и в теле человека. По формуле: массу тела разделить на 3 и умножить на 2 — ученики вычисляли, сколько в каждом из них воды. Результат исследования: общая масса учеников класса — 595 кг, масса воды в их телах — 397 кг. Средняя масса 1 ученика — 35 кг; воды — 23,3 кг.
Опыт 4. Цель: продемонстрировать наличие тепловой энергии у зажженной свечи. Оборудование: свеча, спички или зажигалка.
- Демонстрация: учитель зажигает свечу. Предлагает детям поднести ладонь к пламени свечи слева или справа и описать словами свои ощущения.
Вывод: пламя свечи обладает тепловой энергией.
Опыт 5. Цель: продемонстрировать наличие тепловой энергии человеческого тела. Оборудование: кусочки льда, одеяло. Демонстрация:
- Ученик помещает кусочек льда на ладонь. Лед тает. Вывод: тело человека обладает тепловой энергией.
- Ученик укутывается в одеяло. Ему становится очень тепло, так как одеяло удерживает тепло.
- Ученики работают в пара
- х. Попеременно дети касаются рук друг друга (длительное рукопожатие).
- Вывод: тело человека обладает тепловой энергией.
- Опыт 6. Цель: продемонстрировать наличие тепловой энергии электрической лампочки.
- Оборудование: включенная настольная лампа
- Демонстрация: ученик приближает ладонь к электрической лампочке. Ладони становится тепло.
- Вывод: включенная электрическая лампочка обладает тепловой энергией.
Факультативное занятие «Азбука Берегоши» (3 класс)
Тема: Знакомство со свойствами воды
Цель: приобрести представления о свойствах воды.
Практическая работа
Вода – замечательное вещество. Она покрывает более двух третей земной поверхности, и жизнь на земном шаре без нее была бы невозможна. В большинстве опытов мы будем исследовать поразительные свойства воды-жидкости. Мы сможем рассмотреть натянутую на поверхность воды эластичную «кожу», понять, почему тяжелые корабли плавают, и увидеть, как некоторые вещества растворяются, когда их смешивают с водой. Мы также узнаем, как вода вращает машины, которые производят электрическую энергию на гидроэлектростанциях.
Но жидкость - это только одна из трех состояний, в которых может существовать вода. Если воду охладить до 0°C, она замерзнет и станет твердым телом, которое называют льдом. Если ее нагреть до +100 °C, она закипит и испарится в воздухе, превратившись в газ, называемый водяным паром.
Исчезающая вода
Когда идет дождь, вода падает с неба и собирается в лужах на земле. Когда же дождь кончается и выглядывает солнце, лужи высыхают, и вода исчезает. Куда же она девается? Солнечное тепло превращает воду в крошечные капельки, которые поднимаются в воздух. Этот процесс называется испарением, а крошечные капельки - водяным паром.
В жарких странах фрукты раскладывают сохнуть на солнце. Вода из них испаряется, т. е. медленно превращается в водяной пар и исчезает в воздухе. Это помогает сохранять фрукты, чтобы употребить их зимой.
Исследование
Оборудование: два одинаковых стеклянных стакана, фольга, фломастер.
Заполните оба стакана наполовину водой. Проверьте, чтобы уровень воды в них был одинаковым, и отметьте фломастером.
Один стакан плотно накройте фольгой. Оставьте оба стакана в теплом месте на несколько дней. Снова проверьте уровень воды. В каком из стаканов воды стало меньше?
Что происходит
Тепло заставляет воду испаряться в обоих стаканах, но крышка из фольги не дает водяному пару из одного стакана улетучиться в воздух, поэтому в нем уровень воды выше.
Стирка и сушка
Как быстро высыхают мокрые вещи? Как быстро испаряется из них вода?
Проделайте эти исследования и выясните, какие условия являются лучшими для сушки. Разрежьте кусок ткани на 6 одинаковых лоскутов. Намочите их.
Положите один из них на солнце, другой - в тени. Повесьте один на ветерке, а другой – в тихом месте. Оставьте один сложенным в несколько слоев или скомканным, а другой расправьте. Какой из этих лоскутов высохнет первым?
Вода испаряется быстрее всего в теплом солнечном месте. Ветер уносит водяной пар с поверхности ткани, и это помогает сушке. Разложенные вещи сохнут быстрее, потому что вода испаряется одновременно со всей поверхности.
Таким образом, наилучшее время сушить белье - теплая ветреная погода. Оно высохнет быстрее, если его развернуть.
Что еще попробовать?
Сравните различные ткани, скажем, искусственные и натуральные. Поместите лоскутки в одинаковые условия и посмотрите, какой высохнет быстрее.
Охлаждение
Почему мы чувствуем холод после теплой ванны? Потому что вода испаряется с нашей кожи и уносит тепло. По этой же причине наш организм не перегревается, когда очень жарко, например, после бега наперегонки. Поры на нашей коже выделяют пот, который испаряется, и нам становится прохладнее.
Делаем свой холодильник
Один из способов сохранить предмет холодным – это накрыть его глиняным горшком, например, высоким цветочным горшком, который еще надо намочить в воде. По мере того, как вода испаряется, она уносит тепло, так что предмет под горшком будет оставаться холодным. Если мы поставим горшок в миску с водой, он будет постоянно смачиваться, и наш холодильник проработает долго.
Вода из воздуха
Водяной пар не все время остается в воздухе. Часть его снова превращается в воду. Это называется конденсацией и происходит, когда воздух охлаждается. Холодный воздух не может содержать столько же водяного пара, сколько теплый воздух, поэтому какое-то количество водяного пара конденсируется в крошечные капли воды. Белый след в небе, тянущийся за высоко летящим самолетом, образуется в результате конденсации.
Заставляем воду появиться
Поставьте стакан с водой в холодильник примерно на час, чтобы он хорошенько охладился. Когда мы его достанем, то увидим, как на стенках стакана начнут появляться капли воды. Холодный стакан охлаждает воздух вокруг себя, и водяной пар из воздуха, конденсируясь, образует капли воды на стенках стакана. По этой же причине мы видим, как водяные капли стекают по внутренней поверхности запотевшего оконного стекла в холодные дни.
Что такое пар?
Кипящий чайник «выпускает» пар, когда образующийся внутри него из горячей воды водяной пар встречается с холодным воздухом снаружи и конденсируется. Крошечные капли жидкости сливаются вместе до тех пор, пока не станут достаточно большими, чтобы мы смогли их увидеть как облачко пара. Если ты подержишь холодную ложку в струе пара, с нее начнет капать вода. Внимание! Будь осторожен; пар очень горячий и может обжечь. Надень кухонную рукавицу.
Откуда берется дождь?
Солнечное тепло испаряет воду в океанах, реках и озерах, и водяной пар поднимается в воздух. На очень большой высоте воздух слишком холодный, чтобы весь водяной пар оставался в газообразном состоянии. Он конденсируется в холодном воздухе, образуются капли воды, из которых получается облако. Капли висят высоко в воздухе до тех пор, пока не станут слишком тяжелыми. Тогда они падают, идет дождь.
Обратите внимание на три главные формы облаков. Пушистые массивные кучевые облака означают хорошую погоду, но могут вырасти в огромные серые грозовые тучи. Слоистые облака приносят дождь или снег. Тонкие перистые облака расположены так высоко, что состоят из кристалликов льда.
Снег, лед
- Положи в один стакан кусочек льда, в другой – комок снега. Поставь их на некоторое время в сторону.
- Сравни снег и лёд по цвету. Какого цвета снег и лёд?
- Положи небольшую картинку под комочек снега и пластинку льда.
- Опусти кусочек льда в воду. Лёд плавает. Палочкой опусти лёд на дно. Убери палочку. Что ты наблюдаешь?
- Опусти в воду комочек снега. Снег, как и лёд, не тонет в воде.
- Посмотри теперь на снег и лёд, которые ты в начале работы положил в стаканы. Что произошло со снегом и льдом? Почему? Из чего состоят снег и лёд?
Выводы о свойствах
- снег белого цвета, непрозрачный, рыхлый, плавает в воде, под действием тепла превращается в воду (тает);
- лёд бесцветный, прозрачный, хрупкий, плавает в воде, под действием тепла превращается в воду.
Цветные льдинки (вода – растворитель)
Ещё детям очень нравится процесс изготовления цветных льдинок. Для этого возьмите любые формочки (можно использовать песочные наборы, отличные формочки получаются из тары от конфет (которые в коробках) и т.д.), налейте в них воду, которую подкрасьте краской. Формочки поместите в холод. Как только вода замёрзнет, вытряхните льдинки из формочек. Этими цветными ледяными фигурками можно украсить горку во дворе, снеговика и т.д.
Итог занятия
О каких свойствах воды вы сегодня узнали?
Вода испаряется, особенно в тепле. Испаряясь, вода уносит с собой тепло, т.е. охлаждает. Из пара, вода при охлаждении, опять появляется, конденсирует. А также узнали о свойствах твёрдой воды (снега и льда).
Узнали о том, что вода ещё и растворитель. Но не всех веществ.
Кроссворд «Помоги»
По горизонтали:
- Всё, что нас окружает, даёт нам жизнь.(Природа)
- Она и снег, она и лёд, она – сплошной круговорот. Сок жизни на планете. Так что же это, дети? (Вода)
- Над рекою расстилался, в воздухе стоял, а под солнышком пропал, в тучку убежал. (Туман)
- Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь)
- Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)
- Не снег, не лёд,
А серебром деревья уберёт (Иней)
- Стихи. Рассказы. Сказки
Сказка о ручейке
Жил на свете весёлый ручеёк. Было у него много друзей — животных и растений. Поил он их своей свежей, прохладной водой.
- Ручеёк хорошо относился и к людям, хотя мать-земля не раз предупреждала его, что они бывают коварны.
- В одно прекрасное утро ручеёк играл со своими подружками — рыбками. Вдруг он увидел на ветке дерева, которое росло на берегу, стайку птиц. Самая старшая — сойка — о чём-то увлечённо рассказывала.
- — Что случилось? — спросил ручеёк.
- Сойка спустилась вниз и, сев на камень, начала стрекотать о том, что внизу, под горой, деревня осталась без воды — высох источник, обеспечивавший людей водой. Призадумался ручеёк, притихли его бурные воды: не мог он допустить, чтобы где-то рядом кто-то испытывал жажду. И ручеёк решился. Простившись со своими друзьями, он поспешил вниз, к людям, напоить их чистой водой.
- Ручеек был горд, но в глубину души иногда закрадывалось сомнение. Он вспоминал слова матушки-земли: «Помни, сынок-ручеёк, люди иногда коварны и склонны к предательству».
- Прошло несколько дней. Ручеёк много наблюдал за людьми. Его всё больше удивляла их нелюбовь к природе, их невежество. Он не понимал, как можно захламлять место, где ты живёшь, кучами мусора, отходами.
- Скоро ручеёк стал задыхаться и превратился в грязную канаву, в которую со всех сторон стекала неприятная жидкость. Из прозрачного он превратился в мутный поток. И ручеёк заплакал, отчего вода стала солёной... Теперь он понял, почему ручьи исчезают.
- Ночью наш ручеёк вынужден был уйти из деревни. По пути, чтобы очиститься, он делал как можно больше поворотов. Впереди его ждала другая жизнь и верные друзья.
- Сказка ложь, да в ней намёк — человечеству урок.
В. Сухомлинский. Стыдно перед соловушкой
- Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели они отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.
- — Зачем ты берешь с собой мусор? — сказала Оля. — Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!
- — Стыдно перед соловушкой, — тихо ответила Лида.
Н. Некрасов. Отрывок из поэмы "Саша"
- Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
- Сколько тут было кудрявых берез!
- Там из-за старой нахмуренной ели
- Красные гроздья калины глядели,
- Там поднимался дубок молодой,
- Птицы царили в вершине лесной,
- Понизу всякие звери таились.
- Вдруг мужики с топорами явились,
- Лес зазвенел, застонал, затрещал.
- Заяц послушал — и вон побежал.
И. Соколов-Микитов. Вороненок
Минувшим летом Коля подобрал в лесу выпавшего из гнезда плохо летавшего вороненка, принес его домой. В сенях избы он устроил из палок небольшую загородку для вороненка и стал его кормить. Вороненок очень скоро привык к Коле, хорошо его узнавал, и всякий раз, когда Коля подходил к своему питомцу, тот радостно каркал и махал крыльями. Когда вороненок подрос, Коля стал выпускать его на волю. Вороненок неизменно к нему возвращался. Он влетал в открытое окно дома, съедал приготовленное для него угощение. Осенью вороненок присоединился к другим воронам, но каждый раз, стоило только ему увидеть на улице Колю, слетал с дерева и, к великому удивлению других ворон, садился на его плечо.
П. Надеждина. Твое и наше
- Мы хотим, чтобы в наших реках было много рыбы, а в лесах много ценного зверя, чтобы в городских
парках пели лесные птицы, чтобы с каждым годом сильнее и ярче звучала в нашей стране музыка весны. Но есть люди, которые нам мешают. Им дорога лишь своя выгода, а до других им дела нет! Они могут глушить рыбу динамитом, могут поставить сети поперек реки, они охотятся там, где нельзя охотиться, или в то время, когда охота запрещена. Это не охотники, не рыбаки, а браконьеры, это воры, которые обкрадывают природу. Закон говорит, что люди сами должны охранять природу — свое богатство. Народ— это все мы, вся наша страна, и взрослые, и дети. Наши ребята спасают цветы и деревья, спасают мальков, подкармливают птиц, а самые старшие и самые смелые помогают в борьбе с браконьерами.
Б. Заходер. Что случилось с рекой?
Течет река издалека...
- Течет река... Течет река...
- Как хорошо, когда река
- И широка, и глубока!
- Над ней — пышнее облака,
- Свежей дыханье ветерка,
- Стройней и выше лес над ней,
- И луг прибрежный зеленей!
- Течет река... Течет река...
- Поит поля и города,
- Несет и лодки, и суда,
- И рыбы ходят в глубине,
- И раки ползают на дне...
- Ты хороша, река, весной,
- И осенью, и в летний зной!
- Купанье! Что за благодать!
- Кому — попробуй угадать! —
- Приятней плыть в живой волне
- Ребятам или ребятне?
- Вся живность счастлива вполне!
- Но что такое? Караул!
- Нет, нет, никто не утонул,
- Нет, нет, как раз наоборот:
- На мель садится пароход
- Средь бела дня, какой скандал!
- Наверно, лоцман маху дал!
- Да нет, далеко до буйка,
- Тут глубока была река.
- Была. Вот именно — была.
- Была, да, видимо, сплыла:
- Ах, реку мы не узнаем...
- Река становится ручьем!
- ...Уже и лодки на мели...
- ...Пловцы вдруг посуху пошли
- А рыбы? В горе и тоске
- Бедняжки бьются на песке.
- Так что же с ней стряслось, с рекой?
- Увы, друзья, ответ такой:
- Дошкольник Сидоров Иван
- Забыл закрыть на кухне кран.
- Вы скажете: "Какой пустяк!"
- Пустяк... Добро б ручей иссяк,
- А то вон из-за пустяка
- Пропала целая река!
А. Исаакян "Самая нужная вещь".
Жил-был некогда в одной из чудесных стран Востока справедливый и мудрый царь. И было у него три сына. Когда царь состарился, он пожелал передать бразды правления тому из сыновей, кто окажется более способным к этому нелегкому делу. Призвал царь сыновей и решил с ними поговорить.
- — Дорогие мои сыновья! Вы видите, что отец ваш стар и не может больше править страной. Кому из вас по силам будет исполнить мою мечту, тот и унаследует корону, станет править моим народом. Видите вон то вместительное хранилище, построенное мною уже давно? Оно пустует. Я мечтал заполнить его чем-нибудь таким, что было бы самым нужным на этом свете, чем бы я осчастливил весь мой народ. Но найти эту самую нужную вещь так и не смог. Отыщите ее и заполните мое хранилище.
- Сыновья поклонились отцу и отправились в путь. Долго ходили, ездили они из страны в страну,
навидались людей диковинных, насмотрелись обычаев неведомых и в назначенный час предстали пред отцом.
- — Добро пожаловать, бесценные мои сыновья! — обрадовался царь. — Удалось ли вам найти самую нужную в мире вещь?
- Старший сын вынул из кармана горсть зерна, протянул ее отцу и сказал:
- — Хлебом заполню я это огромное хранилище, дорогой отец! Что в мире нужнее, чем хлеб? Кто сможет прожить без него?
- Средний сын принес горсть земли и сказал:
- — Землей наполню я это огромное хранилище, дорогой отец! Что в мире нужнее, чем земля? Без земли нет и хлеба! Кто может прожить без земли?
Младший сын взял кувшин с водой и зажженную свечу:
- — Светом заполню я это огромное хранилище и водой. Только светом и водой. Ничего не нашел я нужнее, чем свет и вода. Без света на земле не было бы жизни. А зародилась жизнь в воде. А еще свет знаний — самая нужная вещь. Только с помощью света знаний можно управлять миром!
- — Многие лета тебе, мой сыночек! — воскликнул царь.— Ты по
- праву заслуживаешь трон, потому что хочешь самого прекрас
- ного, чтобы у людей всегда были свет и вода, а от света знаний люди становились мудрее.
Загляните под окошко- Там растянута гармошка. Но гармошка не играет- Нам квартиру согревает. Батарея |
|
|
Провели под потолок Удивительный шнурок. Привинтили пузырёк – Загорелся огонёк. Лампочка. |
Кто по проводам В дом приходит к нам? По ночам, когда темно, Освещает дом оно. Электричество. |
|
|
По тропинкам я бегу, Без тропинки не могу. Где меня, ребята, нет, Не зажжётся в доме свет. Электрический ток |
Очень строгий контролёр Со стены глядит в упор. Смотрит, не моргает: Стоит только свет зажечь Иль включить в розетку печь. Всё на ус мотает. Электросчётчик |
|
|
Полюбуйся, посмотри- Полюс северный внутри! Там сверкает снег и лед, Там сама зима живет. Холодильник |
Пройдусь слегка горячим я, И гладкой станет простыня. Могу поправить недоделки И навести на брюках стрелки. Утюг |
|
|
Очень добродушная, Я мягкая, послушная, Но когда захочу, Даже камень источу. Вода |
Что за чудо, что за ящик? Сам певец и сам – рассказчик, И к тому же, заодно, Демонстрирует кино. Телевизор |
|
|
Я вдыхаю много пыли, Чтобы вы здоровы были. Пылесос |
ЗАДАЧИ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ
Задачи на вычисление расхода воды
За 5 минут из крана вытекает 5 л воды. Сколько литров воды вытечет из крана за 1 ч?
За 5 минут из крана вытекает 5 л воды. Сколько литров воды вытечет из крана за 1 мин?
На мытьё одинакового количества посуды Миша тратит 5 л воды, а Саша — 2 л. Сколько литров воды экономит Саша? При каком способе мытья посуды возможна такая экономия?
Для принятия душа одному человеку требуется 50 л воды, а для принятия ванны — 200 л воды. Сколько воды можно сэкономить, если принять душ вместо ванны?
Каждый член семьи из четырёх человек ежедневно тратит на приём душа 50 л воды. Сколько литров воды тратит вся семья в день на приём душа?
Семья из четырёх человек еженедельно тратит на приём ванны 800 л воды. Сколько литров воды тратит еженедельно каждый член семьи?
Мама стирает два раза в неделю, тратя на стирку 60 л воды. Сколько литров воды мама потратит за одну неделю?
Мама стирает один раз в неделю, тратя на стирку 60 л воды. Сколько литров воды мама потратит за один месяц?
Мама тратит на приготовление супа 3 л воды, а на приготовление второго блюда из картофеля и мяса — 4 л воды. Сколько всего литров воды тратит мама?
Задачи на вычисление расхода горячей воды
За 1 минуту из неплотно закрытого крана вытекает 10 капель воды. Сколько капель воды можно собрать за 1 час?
За год из закрытого неисправного крана вытекает 1 800 л воды. Сколько литров воды вытекает за один месяц?
Сколько литров горячей воды ваша семья использует в сутки?
Сколько литров воды используется вашей семьёй за неделю?
Сколько литров воды используется вашей семьёй за месяц?
Составьте рейтинг класса по использованию горячей воды.
Какую экономию горячей воды вы получили, применив правила водопотребления?
Задачи по экономии и бережливости
По подсчетам ученых, семья, состоящая из 3 человек, в день расходует 600 л воды. Сколько литров воды израсходует в день семья, состоящая из 5 человек?
На семью из 3 человек в сутки требуется 51 кг чистого воздуха. Сколько килограммов воздуха потребуется на семью из 5 человек?
Вяз и клен выделяют в год 16 кг кислорода, клен в 7 раз меньше, чем вяз. Сколько килограммов кислорода выделяет вяз?
В Красную книгу Республики Беларусь занесено 7 видов рептилий. Это на 6 видов рептилий больше, чем видов черепах, и на 4 вида рептилий больше, чем видов ящериц. Составь задачи по этим данным.
Задачи на вычисление расхода электроэнергии
Соседи потребляют 120 кВт? ч электроэнергии в месяц. На семейном совете они решили в следующем месяце сэкономить 20 кВт? ч. Сколько киловатт энергии они израсходуют в следующем месяце?
Семья Петровых тратит в месяц на электроэнергию 50 000 рублей. Сколько денег на электроэнергию истратит эта семья за три месяца?
В прошлом месяце Пятачок израсходовал140 кВт? ч электроэнергии, а в этом месяце -110 кВт? ч. Сколько киловатт электроэнергии и денег он сэкономил, если 1 кВт? ч стоит 100 лесных рублей?
Кроссворды
Кроссворд №1
«Источники тепла и электричества»
1 |
||||||||
1 |
2 |
5 |
||||||
2 |
4 |
|||||||
3 |
6 |
|||||||
По горизонтали:
1. Важнейший источник энергии в былые времена
2. Твёрдое полезное ископаемое
3. Движение воздушных масс
По вертикали:
1. «Чёрное золото»
2. Самый главный источник энергии на Земле
3. Одна из основ жизни на Земле
4. Один из основных источников энергии
5. Он должен быть только мирным
6. Он образовался на болотах за тысячи лет из остатков растений
Что такое хорошо и что такое плохо?
Если хорошо, похлопайте, если плохо - топайте.
Ситуации:
Мама и папа смотрели телевизор. Мама ушла на кухню готовить ужин. Папа выключил телевизор и принялся ей помогать.
Марина с сестрёнкой Леной смотрели по телевизору мультфильмы. Когда они закончились, девочки затеяли игру со своими любимыми куклами. Телевизор продолжал работать.
Мальчик спит, а свет горит.
Ну-ка, угадай-ка: Прав ли этот Знайка? Он под лампою сидит, Читает - слева свет горит.
Инсценировка по мотивам « Сказка о царе Салтане»
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
« Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
В тусклом свете не сидела б,
Люстра классная горела б.
День и ночь сиял бы свет
Очень долго, много лет».
« Кабы я была царица,-
Говорит ее сестрица,-
Я б к колодцу не ходила,
Кран с водой установила б.
Лихо бы лилась вода-
Подходи, бери всегда»
« Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
Провела бы в каждый дом
Электричество, потом
Воду в каждую избу.
Газ, и свет, да и вода
Людям ведь нужны всегда.
Но при этом-то при всем
Счетчик надо в каждый дом»
Только вымолвить успела,
дверь тихонько заскрипела
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь
Во все время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
« Здравствуй ,красная девица,-
Говорит он,-будь царица,
Будь хозяйкой в нашем царстве,
В тридесятом государстве.
С экономною женой-
Полной чашей дом родной!