ПРОГРАММА
летнего воспитательно-оздоровительного лагеря
дневного пребывания
«ВЕСЁЛАЯ СТРАНА»
Тематическая смена «Солнышко»
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1. |
Полное название программы |
Программа пришкольного летнего воспитательно-оздоровительного лагеря «Веселая страна» с дневным пребыванием детей, тематическая смена «Солнышко» |
2. |
Направление деятельности |
|
3. |
Профиль |
|
4. |
Содержание программы |
|
5. |
Цель программы |
Организация отдыха и оздоровления школьников в летний период посредством создания социально-значимой, воспитательной среды, способствующей развитию творческих способностей детей. |
6. |
Задачи программы |
1.обеспечить комплекс условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей и подростков в летний период; 2. создать условия для самореализации детей и подростков в различных видах игровой деятельности; 3. способствовать формированию у детей гражданских качеств; развитию их интеллектуальных, организаторских способностей и коммуникативной культуры через коллективно-творческие дела смены; 4. организовать сотрудничество детей и взрослых на основе самоуправления. |
7. |
Ожидаемая эффективность и результаты реализации программы |
1. Развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний 2. Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой, социальной активности 3. Развитие коммуникативных способностей и толерантности. 4. Повышение творческой активности детей через систему дополнительного образования. 5. Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках, студиях и т.д. 6. Расширение кругозора детей. 7. Повышение общей культуры школьников. |
8. |
Авторы программы |
Начальник воспитательно-оздоровительного лагеря – И.А. Пацкевич, зам.начальника воспитательно-оздоровительного лагеря – Т.А. Сапоненко |
9. |
Государственное учреждения образования, представившее программу |
Государственное учреждение образования «Малоавтюковская средняя школа» |
10. |
Адрес, телефон |
Беларусь, 247260, аг. Малые Автюки, ул. Школьная, 1а, тел. 7-67-46 |
11. |
Место реализации |
Пришкольный летний воспитательно-оздоровительный лагерь «Веселая страна» с дневным пребыванием детей при ГУО «Малоавтюковская средняя школа» |
12. |
Количество детей |
1 смена: 24 человек 2 отряда |
13. |
Сроки реализации программы |
с 02.06.2025 по 20.06.2025 |
Пояснительная записка
Лагерь – это место, где каждый ребенок может состояться
как уникальная личность…
Лагерь – это большая, умная Игра, которая помогает детям радоваться жизни, праздновать жизнь практически ежечасно.
С.А.Шмаков
Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.
Содержанием летнего отдыха должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.
Летний воспитательно-оздоровительный лагерь «Веселая страна», тематическая смена «Солнышко» – форма организации образовательно-досуговой деятельности детей.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления отдыха и воспитания детей в условиях лагеря с дневным пребыванием. Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в различные виды деятельности:
- Образовательная деятельность в рамках смены предусматривает воспитательные мероприятия интеллектуальной направленности, проектную деятельность, обучение по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической.
- Спортивно-оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.
- Творческая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.). Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.
Основными методами организации деятельности являются:
- метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
- методы состязательности (распространяется на все сферы спортивной, творческой деятельности);
- метод коллективной творческой деятельности (КТД).
Актуальность и значимость программы
Актуальность и значимость программы определяется: тем, что не все учащиеся в период летних каникул могут отдыхать в выездных оздоровительных лагерях. Данная программа лагеря с дневным пребыванием позволяет каждому ребенку получить новые знания, приобрести различные навыки и социальный опыт, а приобретенные знания помогут в самосовершенствовании и самореализации своих возможностей. В период летних каникул происходит рост социальной дезадаптации детей, проявляющейся в утрате социальных связей с семьей и школой, увеличением процента правонарушений. В целях профилактики асоциальных проявлений в детской и подростковой среде во время смены лагеря с дневным пребыванием осуществляется занятость детей СОП, группы риска и детей учетных категорий.
Новизна программы
Новизна и оригинальность программы заключается в гармоничном сочетании физкультурно–оздоровительной, художественно - эстетической, интеллектуальной, правовой и трудовой деятельности учащихся.
Программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разнопрофильную деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха детей в условиях лагеря с дневным пребыванием.
Принципы, положенные в основу программы:
Личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразие каждого ребенка.
Природообразность воспитания: предполагается обязательный учет половозрастных особенностей детей.
Гуманизация межличностных отношений: уважительное отношение между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, создание ситуации успеха.
Деятельностный подход к воспитанию: организация жизнедеятельности лагеря с дневным пребыванием как основы воспитательного процесса.
Дифференциация в воспитании: отбор содержания, форма методов воспитания соответствии с индивидуально-психологическими особенностями подростков.
Принцип открытости: участие в процессе воспитания максимального количества учреждений и людей.
Средовой подход в воспитании: педагогически целесообразная организация работы лагеря с дневным пребыванием, а также использование воспитательных возможностей внешней среды (социальной, природной, архитектурной).
Непрерывность процесса воспитания: преемственность организации воспитательной работы, учитывающей общие и индивидуальные особенности развития ребенка.
Участники программы: учащиеся ГУО «Малоавтюковская средняя школа» в возрасте 7–12 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей, находящихся в социально опасном положении, а также детям, состоящим на различных видах учета и находящимся в трудной жизненной ситуации.
В программе лагеря с дневным пребыванием 4 проектные линии.
- линия. Создание условий для расширения интеллектуальных способностей. В течение лагерной смены будут проводиться занятия по дополнительным общеобразовательным программам в форме бесед, семинаров, конкурсов, интеллектуальных игр, викторин.
- линия. Формирование здорового образа жизни. В лагере под руководством воспитателей будут проходить подвижные игры на открытом воздухе (футбол, баскетбол, волейбол и т.д.), эстафеты, конкурсы.
- линия. Создание условий для развития творческих способностей детей. Участвуя в занятиях и общественных делах лагеря, воспитанники выбирают то, что действительно важно для них, то, что они более всего ценят. Это обеспечивает целостность их личности, позволяет понять и составить свое отношение к окружающей действительности.
- линия. Организация психолого-педагогического сопровождения детей и подростков, посещающих летний школьный лагерь. В деятельности лагеря планируется создание:
- психологически комфортных условий для развития коммуникативной компетенции у воспитанников школы и тех, кто впервые посещает лагерь;
- осуществление психофизического оздоровления несовершеннолетних, посещающих лагерь (снижение уровня тревожности, снятие мышечного и эмоционального напряжения, накопившегося у детей и подростков за период обучения) средствами игровой терапии, сказкотерапии, арт-терапии, телесно-ориентированной терапии;
- проведение психолого-педагогической диагностики психоэмоционального состояния субъектов воспитательного процесса (воспитанники, их родители (законные представители) и педагоги) с целью оказания им своевременной психологической помощи и поддержки посредством консультативной и коррекционно-развивающей деятельности;
- развитие у несовершеннолетних осознанного отношения к своему поведению, поступкам, которые они совершают и их последствиям через организацию психопрофилактической и психопросветительской деятельности в условиях лагеря.
Программа лагеря с дневным пребыванием предполагает, что воспитанник каждый день должен делать для себя открытие: открытие о себе и своей личности, открытие в образовательной области, открытие в своих спортивных способностях, открытие в своих друзьях.
Понятийный аппарат программы
Адаптированность – уровень фактического приспособления индивида, уровень его социального статуса и самоощущения; успешность приспособления индивида в обществе.
Креативность – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию новых идей.
Самосовершенствование – осознанное развитие у себя достойных (нужных по жизни и этичных) навыков и качеств, а на их основе – освоение новых ролей. Самореализация – раскрытие своих возможностей; осуществление своих имеющихся желаний, своих знаний, умений и способностей.
Самоценность – психологический фактор, определяющий все то, что происходит невидимо для других, внутри собственного душевного мира, проявляясь через общение с другими людьми, через поступки.
Социальный опыт – накопленный результат активного взаимодействия с окружающим миром.
Сотрудничество – совместная деятельность, в результате которой все стороны получают ту или иную выгоду.
Этапы реализации программы
1. Подготовительный:
Данный этап характеризуется тем, что до открытия лагеря с дневным пребыванием начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
-разработка программы;
-подготовка к деятельности по реализации программы;
-подбор кадров;
-проведение совещаний для работников лагеря;
-подготовка методических материалов; -комплектование отрядов.
2. Основной:
Основной этап включает реализацию программы.
Основной деятельностью этого этапа является:
- реализация программы;
- знакомство с детьми, выявление их интересов и желаний, проведение начальной диагностики (заполнение анкет);
- включение детей в коллективно-творческую деятельность, создание условий для развития самостоятельности и творчества у детей;
- организация мероприятий, направленных на сплочение детского коллектива.
3. Заключительный:
- подведение итогов работы лагеря (наглядная демонстрация достижений детей);
- проведение итоговой диагностики и анализ результатов деятельности;
- анализ предложений детей, родителей, педагогов по деятельности летнего лагеря в будущем.