Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Педагогу-исследователю

Дата: 10 декабря 2015 в 06:28, Обновлено 4 декабря в 10:42
Автор: Дыба О. С.

Организация исследовательской  работы с учащимися.

 Тема исследовательской работы.  Как будет называться мое исследование?

Введение.Актуальность проблемы. В чем необходимость моей работы?

 Цель. Что я хочу исследовать?

Гипотеза исследования. Для чего я хочу провести исследование?

Задачи исследования.

Дата и место проведения моего исследования.

Методика работы. Каким образом я проводил исследование?Описание работы.Мои результаты исследования.

Выводы.Выполнил ли я то, что задумал? Что оказалось трудным в моем исследовании, чего не удалось выполнить.

Использованная литература.

 Обычно в исследовательской работе:

1/3 времени занимает правильная формулировка темы и цели исследования, а также выбор или отработка его методики;
1/3 времени затрачивается на сбор материала;
не менее 1/3 времени уходит на его обработку, обобщение, написание текста.

Работа начинается с обсуждения алгоритма проектирования.

Алгоритм проектирования:

·         выбор темы проекта;

·         актуальность проекта, постановка цели, задач;

·         анализ исходной системы, выявление проблем, противоречия;

·         формирование гипотезы;

·         планирование и разработка исследовательских действий;

·         сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ и синтез;

·         подготовка и написание работы;

·         оценка проекта экспертами (практическая проверка);

·         последействие – устранение недостатков в проекте, оформление;

·         выступление, защита проекта.

Рассмотрим основные шаги написания проекта.

1. Выбор темы проекта.

В подготовительный период рекомендуется собрать как можно больше информации о предмете изучения путем знакомства с литературой или обсуждения темы со специалистами. Важнейшее основание для выбора темы исследования – наличие какого-либо противоречия или отсутствия объективных данных.

Формулировка темы и содержания проекта должны предполагать:

интеграцию наук и различных областей практической деятельности;

практическую ориентацию целей, задач и содержания работы;

предметно-объектный принцип исследования;

практическую значимость результатов проекта.

2. Постановка цели и задач.

Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулированы её цель и задачи. Цель работы должна быть конкретной, четко сформулированной,

чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ. Цель должна быть доступна для конкретного исследования. Не следует рассматривать глобальные проблемы, нужно вести работу в узком направлении.

Следует различать, что цель и задача – не одно и тоже: цель – существенно шире задачи. Задач может быть много, они всегда конкретны, включают все существенные детали, требующие разрешения в процессе работы – подбор литературных источников и их проработка, освоение методик исследования, знакомство с объектом и т.п. Цель работы вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют сформулированной цели. Формулировка задач исследования тоже довольно сложное и трудоёмкое дело. Исследователю необходимо четко сформулировать, для чего делается работа, что надо наблюдать и выяснить, что хотелось бы узнать. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны предполагать однозначный ответ. Условно возможные задачи (по задаваемым вопросам) можно подразделить на следующие типы:

– количественные задачи (отвечающие на вопрос “Сколько?”);
– количественные задачи на выявление связей между явлениями (“Какова связь?”);
– качественные задачи (отвечающие на вопрос “Есть ли?”);
– функциональные задачи (отвечающие на вопросы “Для чего?” или “Зачем?”);
– задачи на выявление механизмов (отвечающие на вопрос “Как?”);
– задачи на выявление причин явлений (отвечающие на вопрос “Почему?”).

После того, как цель и задачи обсуждены, сформулированы и приняты, выбирается объект исследования. Необходимо, чтобы характеристики объекта соответствовали поставленным задачам, а ответ на поставленный вопрос можно было получить в обозримом будущем.

3. Анализ литературы.

Следующий шаг в работе – анализ литературы по проблеме, включая детальное знакомство с объектом исследования. Подборка литературы для анализа – задача руководителя. Сведения, полученные из литературных источников, обсуждаются совместно исполнителями и руководителями работы. Литературный обзор позволяет школьникам познакомиться с состоянием проблемы. При анализе литературных данных обнаруживаются пробелы, часть которых исследователи – школьники могут восполнить в ходе работы.

Настало время сформулировать гипотезу, иными словами, определить предполагаемый результат.

4. Методика исследования.

Методы исследования должны быть адекватны поставленным задачам. Это означает, что именно эта методика позволяет получить ожидаемый результат, тогда как любые другие приемы могут привести к ошибочным результатам. Выбранные методы работы (наблюдение, эксперимент, работа с литературными источниками и др.) должны быть простыми и доступными для школьников. Методически работу следует организовать таким образом, чтобы число наблюдений было достаточно велико. Предполагается обязательное использование основных приемов исследования:

– интервью,
– опросы,
– обработка статистических и опытных данных.

На этом этапе выполняются основные действия, направленные на решение проектной задачи:

– поисковая и исследовательская работа по выбранным направлениям,
– сбор информации,
– решение промежуточных задач,
– анализ собранной информации.

Сбор научных фактов требует выполнения некоторых определённых правил:

– Записи наблюдений делаются в специальных журналах или в полевом дневнике безотлагательно, как бы наблюдатель не надеялся на свою память. Чтобы избежать путаницы, записи должны быть полными. Допустимы лишь общепринятые в науке сокращения и условные знаки.
– Всякое исследование, по возможности, документируется не только записями, но и вещественными образцами. Это могут быть гербарий, коллекции, фото или видео изображение.
– Результаты каждого наблюдения, опыта или эксперимента должны быть воспроизводимыми, т.е. при повторении любого из проведенных экспериментов должны получиться сходные результаты.
– Полученные результаты должны быть однозначными и не давать возможности различного толкования.

5. Сбор материала и принципы работы с ним.

Основной метод получения научных выводов – сравнение результатов наблюдений, опытов и экспериментов. Нельзя сравнивать данные наблюдений, проведенных в разных местах и в разные сезоны. Опыты, как правило, ставятся не менее, чем в двух вариантах. При этом тот из них, в котором условия остаются естественными или обычными, является контрольным. Чем сложнее характер условий, в которых протекает опыт (или ведутся наблюдения), тем больше повторностей должно быть. Если материал или площадь исследуемого объекта велики, пользуются методом проб или выборки материала. Выбор проб должен быть либо совершенно независим от исследователя, либо подчинен математической закономерности.

При обработке собранных материалов (проб, наблюдений, опытов и т.д.) необходимо как можно более полно сравнивать полученные данные. Сведение их в таблицы или представление в графиках и диаграммах – самый наглядный и экономный способ обработки первичных данных. Все результаты, подлежащие обсуждению, должны отражать только собственные наблюдения и опыты. Сравнивать их можно (а иногда и необходимо) с данными, содержащимися в литературе с обязательной ссылкой на используемые источники.

После того, как собранные материалы обработаны, проведено обсуждение полученных результатов, полезно вернуться к поставленным задачам и посмотреть решены ли они.

Краткое изложение результатов работы, отвечающее на вопросы задач, – это выводы, к которым исследователь пришел в результате проведенных исследований. Формулируя выводы, необходимо помнить, что отрицательный результат – тоже результат, и его также следует отметить в выводах.

Отчет о научно-исследовательской работе строится по тому же плану, что и научная статья. В изложении следует добиваться точности и общедоступности. Не следует злоупотреблять научными терминами, тем более, нельзя пользоваться словами, смысл которых не вполне ясен.

Итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции. В отличие от “взрослой” конференции, здесь необходимо создать “ситуацию успеха” для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. Самому ребенку подготовиться к выступлению очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.

Презентация результатов работы над проектом готовится в виде своеобразного шоу, поэтому должна быть заранее продумана и спланирована. При подготовке и проведении презентации важно предусмотреть использование аудиовизуальных средств, продумать организацию пространства и способы активизации восприятия аудитории. Чаще других в настоящее время используется мультимедиапроектор. Защита работы проходит обычно в течение 10 минут (7 минут на выступление, 3 минуты – ответы на вопросы), должна включать 10-12 слайдов. Прежде всего, представляются результаты исследования. Рисунки, графики, всегда зрелищнее таблиц или текста. Текст сопровождается иллюстративным материалом, слайды не дублируются. Выводы должны демонстрироваться достаточно долго, чтобы слушатели смогли внимательно с ними ознакомиться и обдумать.

Перед презентацией педагог должен провести психологическую подготовку выступающих учащихся и аудитории.

Использование исследовательского метода в практике преподавания и организации процесса познания младшего школьника имеет большое значение, т.к. позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем детей мире. В ходе реализации исследовательского метода на уроках младшие школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.

В  любой области познавательной активности можно найти тему для будущего исследования. Материалом для обсуждения может стать житейский случай, взаимоотношения, учебные интересы, хобби, личные проблемы и т.п. Из такой беседы должны появиться первые очертания будущей работы, ее неявно сформулированная цель. Часто учителя предлагают детям готовые темы и даже названия. Для учебного исследования это может подойти. Хорошо, если такая тема представляет реальный интерес для ученика. Но если это не так, то вся работа над исследованием, а иногда это длительная работа, превратится в тяжкую повинность. В этом случае мы можем не только не получить развитие познавательного потенциала, но и отбить охоту к исследовательской деятельности вообще. При этом надо иметь в виду, что и для учителя метод исследовательской деятельности является довольно трудоемкой технологией. Поэтому желательно не предлагать детям готовых тем исследования. Лучше предложить какую-либо проблему в самых общих чертах и дать детям возможность обсудить ее и домыслить, может быть, переформулировать или даже самостоятельно выбрать проблему, над которой им было бы интересно работать.

 Началом работы над проектом, побудительным стимулом к деятельности является наличие проблемы. Причем только проблема, имеющая личностную окраску, вызывающая интерес, вспышку любопытства заставляет человека действовать.

 Всякое исследование начинается с постановки проблемы. Деятельность по обнаружению проблем связана с самой сутью творческого мышления. В ходе развития познавательного процесса непрерывно возникают все новые и новые проблемные ситуации. Истоком, началом и причиной нового знания является незнание, проблема. До тех пор, пока не поставлена в ясной форме проблема, не может быть сознательной поисковой деятельности по преодолению указанных отрицательных моментов.

  Среди проблемных ситуаций можно различать стандартные (рутинные) и нестандартные (оригинальные, творческие). Суть первых заключается в том, что они дают знание, принципиально не отличающееся от имеющегося знания, а кроме того, в существующем арсенале науки имеются средства и методы разрешения проблем, порожденных этими ситуациями.

 Нестандартные проблемные ситуации характеризуются иными, противоположными признаками. Они проблематичны в двух отношениях. Во-первых, они содержат в себе какую-либо когнитивную проблему, т.е. проблему, относящуюся к самому объекту исследования, а во-вторых, проблемой для исследователя являются способы, методы и средства решения когнитивных проблем. Таким образом, ученый оказывается в ситуации неопределенности как по отношению к исследуемому объекту, так и по отношению к познавательным действиям с этим объектом.

Проблемные ситуации чаще всего существуют в виде противоречий между теми или иными элементами знания, в виде парадоксов, антиномий, дилемм, в форме необъясненных фактов, выступают в качестве противоречий между потребностью в решении какой-либо проблемы и ограниченными возможностями наличного знания.

Научиться выявлять противоречия можно с помощью игр. Мы, взрослые, часто из лучших побуждений уводим детей от разрешения противоречий и конфликтов. Этим мы, с одной стороны, щадим и оберегаем нежную психику ребенка от стрессов, трудностей и комплексов, но, с другой стороны, мы лишаем его самостоятельности, возможности самовыражения, самоутверждения, самодвижения. Психологи считают это результатом педагогической безграмотности родителей и называют такое явление "гиперопекой".

 Итак, начнем подведение детей к пониманию противоречия и к развитию мышления противоречиями серией игр "Наоборот".

 Наоборот - это с противоположной стороны, это противоположное утверждение, противоположности. Надо заметить, что "наоборот", не обязательно "против". Антонимы - это слова с противоположными значениями (бедный - богатый, горячо - холодно).

 Что может быть наоборот? По каким признакам наоборот?

·         По свойствам (мягкое - твердое).

·         По размерам (большой - маленький).

·         По функции:. Функция – антифункция , действие - антидействие (зажечь - погасить).

·         По носителю функции и антифункции. Система - антисистема (мел - тряпка, лампа - штора, якорь - паруса).

·         По характеру, по чувствам (грустный - радостный).

В результате игр "НАОБОРОТ" ребенок должен понять, что любое слово, любое понятие, любое свойство имеет хотя бы одно противоположное значение. Эти игры позволят приучить детей относиться к противоположностям, а потом и к противоречиям, спокойно, не бояться их. Теперь перечислим некоторые игровые упражнения:

1.Назови противоположное свойство.Иначе это упражнение можно назвать  - "Свойство -  антисвойство".

2. Назови предметы с противоположными свойствами.

3. Назови противоположную функцию (функция-антифункция).

4. Назови предметы, выполняющие противоположные функции.

5.  Совмести предметы по антифункциям.

6. Кто больше придумает антонимов самостоятельно.

7. Назови предметы по заданному антониму.

8.Назови антонимы по заданному предмету.

9. Разрешение противоречий в сказках .(Читая детям сказки, акцентируйте внимание детей на том, как герои сказок выходят из затруднительных положений с волшебством и без волшебства).

10. Игра "Хорошо - плохо"( Составление противоречий).

Ребенку задают серию наводящих вопросов, отвечая на которые, он САМОСТОЯТЕЛЬНО добивается понимания или решения задачи.

Например,такая серия вопросов:

1. Назовите предмет или действие (процесс), который Вы хотели бы улучшить. (Пусть дети назвали - "Рукавичка").

·         Назовите хорошие(плохие) свойства рукавички.

·         Почему одни свойства Вы назвали хорошими, а другие плохими?
Скажите, есть что-то плохое в хороших качествах рукавички? Что плохого в том, что она теплая?
А как сказать одной фразой, что теплая рукавичка в одних условиях хорошо, а в других - плохо?

Это трудный "переломный" момент. Если дети скажут: "Теплая рукавичка, это хорошо, потому что рука не мерзнет в морозы, но плохо, потому что жарко руке весной", - это значит, что Вы их далеко продвинули в понимании противоречия и плодотворно поиграли в игры "Хорошо - плохо". Поздравьте себя и детей, и возьмите с полки пирожок.

Если дети откажутся искать в хорошем плохое, то напомните им основное условие игры: "Во всем хорошем есть плохое, но и во всем плохом есть хорошее". Так что всё не так-то уж и безнадежно.

Итак, не останавливайтесь и закрепляйте успех:

·         Что плохого в том, что рукавичка мягкая?
Скажи это одной фразой.

2. Называйте предмет или событие и попросите детей ответить на следующие вопросы:

·         Какую функцию он предназначен выполнять?

·         Какое противоречие он разрешает?

·         Как еще можно разрешить это противоречие?

Е.А. Резник предлагает следующую методику обучения детей - формулировать противоречия по "классической" форме: воспитатель называет одно состояние рассматриваемого объекта при его изменении и просит детей объяснить, что при этом хорошо, а что - плохо. Затем называется противоположное состояние того же объекта и опять - что хорошо, что плохо.

Например:
выбираем объект - "ШКАФ".

·         "Если шкаф большой, то это хорошо потому, что..., но одновременно плохо потому, что...".

Дети продолжают:

·         "Хорошо потому, что можно в нем прятаться от мамы".

·         "Хорошо потому, что в нём помещается много разных вещей".

·         "Плохо потому, что ничего в нём не найдешь". И т.д.

·         "Если шкаф маленький, то это хорошо потому, что ..., но одновременно плохо потому, что... ".

Дети продолжают:

·         "Хорошо потому, что с ним можно играть".

·         "Хорошо потому, что он занимает мало места в комнате".

·         "Плохо потому, что в нём мало полок и ящиков".

Постановка вопросов в такой форме заставляет детей думать, свободно выражать свои мысли вслух, учит общению. Не забудьте детишек похваливать, это и для Вас не простая работа, а для детей тем более.

Играйте в эту игру почаще. Помните? - "Учусь, уча". Создайте мотивацию и для детей.

Для развития исследовательской деятельности важно формировать умение задавать вопросы, ,умение классифицировать(по разным основаниям ,находить ошибки и давать их обоснование) давать определения понятиям(на основе работы с трудными словами ,с кроссвордами).На уроках надо применять задачи на развитиенаблюдательности(общей и целевой).

Обучение основам исследовательской работы на начальном этапе позволяет переориентировать процесс развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка на процесс саморазвития и предполагает развитие познавательных потребностей и способностей учеников, обучение школьников специальным знаниям для проведения самостоятельного исследования и проектирования, формирование у учеников и педагогов представления об исследовании как одном из ведущих способов учебной деятельности. 

       Литература:

1. Федоровская Е.О. «Исследовательская деятельность учащихся как методика развития универсальных учебных умений»

 2. Кулик Е.Н. «Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе» 

МАСТЕРКЛАСС

Заседание клуба «Почемучка»

Техника исследовательского поиска

Провела: учитель начальных классов

Казак Т.И.

Тема: Заседание клуба «Почемучка». Техника исследовательского поиска.

Цели:

-    составить алгоритм работы над исследованием;

-    рассмотреть разные  формы представления информации;

- создать условия для развития творчества, самостоятельности; потребности в самореализации, самовыражении;

Ход конференции:

I. Вступительное слово учителя.

Закончились минуты перемены,

На смену им идёт другой урок.

Зовёт из года в год вас неизменно

В дорогу ученический звонок.

1 слайд. Заседание клуба Почемучка.

Вокруг нас множество самых обыкновенных вещей, к которым мы настолько привыкли, что не замечаем их, а порой ничего о них и не знаем! А нужно лишь задуматься и задать себе вопросы: «Почему?», «Как?», «Зачем?», «Когда?» и нам откроются удивительные истории. У каждой вещи, предмета, как и у человека, своя биография, своя история!

Из всех живущих на земле, человек – самый непредсказуемый и любопытный! Так уж он устроен, что постоянно находится в поиске – все ему интересно, увлекательно. А самые любопытные – это конечно, дети!

Сегодня,   мы проводим  заседание клуба «Почемучек», на котором узнаем, как находить ответы на вопросы, проведём опыты, представим результаты своих мини-исследований. Будем развивать свой кругозор, любознательность.

- Что же нужно делать, чтобы развивать свои мысли, пополнять знания?

2 слайд. Фотографии учеников в библиотеке.

Ребята нашего класса считают, что основным источником знаний всё - таки является книга, чтение. Читающий человек – эрудит, с ним интересно общаться, он хороший собеседник.

К  нам уже спешат помощники - герои, которые любят задавать вопросы. Давайте  встретим их!

II. Выступление артистов.  На сцену выбегают герои.

Отчего. Здравствуйте, друзья!

Почему. Всем привет!

Отчего. Разрешите представиться: меня зовут Отчего.

Почему. Как вы думаете, а как зовут меня? Я вам подскажу:  мое имя произносят  все любознательные. (Дети называют имя).

Отчего.   Мы – герои  познавательного журнала «Отчего и почему».

Почему. Нас пригласил сегодня в гости наш друг Почемучка, но что-то  его нет.

Отчего. - Оглядывается по сторонам.

Почему... Записка. (Читают вместе): «Дорогие друзья, приглашаю вас в страну вопросов и ответов. До скорой  встречи, Почемучка». Он приглашает отправиться в путешествие, вы- с нами?

Отчего.    Ее вы не найдете на глобусе и карте,

О ней  не прочитаете в учебниках своих.

Попасть в страну лишь смогут те ребята,

Что прочитали сами немало детских книг.

Почему.  Итак, наш путь пройдет через залив Сказок, реку приключений, площадь искусств, лес - мир чудес,  гору  знатоков.

III. Техника исследовательского поиска.

Многие ребята нашего класса знакомились с этапами исследования, сами составляли мини – исследования,  могут задавать вопросы и находить ответы на них.

Отчего. Я открою вам секрет: ответы на  вопросы и более подробную информацию вы можете найти на страницах художественных и научных изданий.

3 слайд. Познавательная литература

Почему. Итак, наши вопросы:

1. Что делать, если не знаешь ответ на вопрос?

2. С чего начинать исследование?

3. Где искать информацию?

4. Назовите этапы исследования.

4 слайд. Этапы исследования: тема, цель, задачи, гипотеза.

На  сцену выходит Почемучка

Почемучка.

Я – Почемучка и тысячи книг

Читать, изучать с ранних лет я привык.

Пословицы знаю все – все наизусть.

Со мною не дружат ни скука, ни грусть.

А всё почему? Потому, что я книги люблю.

В них ответ на любой вопрос я найду.

Скорей подружитесь, ребята, со мной.

В страну Знаний и книг поведу за собой!

5 слайд Фото Соня, Вета, Света, Митя

- Ребята, кого так называют Почемучка?

- А у нас в классе есть ребята, которые могут самостоятельно найти ответ на интересующий их вопрос?

6  слайд Картинка Почемучка и Шапокляк

Отчего.

Это чей там слышен голос

Кто сует повсюду нос

Да еще шагает с крысой.

Кто ответит на вопрос

Нет не клоун, не чудак,

А старуха…  (хором). Шапокляк.

Шапокляк.

Никогда не любила читать. Пустая трата времени.

Почемучка. Тебе, наверное, просто не попадались хорошие книги. Приходи к нам на уроки, и узнаешь об интересных книгах и журналах,  о детских писателях, а в библиотеке  можно интересно провести время и найти себе друзей!

Шапокляк.

Хочу сказать, что я очень любознательная, люблю сунуть свой чудесный любопытный носик  в чужие вопросы и дела.

Отчего.    Тогда тебе будет интересно у нас.  Мы вместе читаем, вместе отдыхаем, с книгой мир открываем.

Почемучка.

Здесь мои друзья Почемучки – хорошие, добрые ребята. Они участвуют в викторинах и конкурсах. Знаешь, как интересно вместе  искать  ответы на разные вопросы, состязаться в знаниях и смекалке?!

Шапокляк.

И что интересного и полезного я смогу у вас узнать?

Почемучка.

Ну, например, знаете ли  Вы, мадам Шапокляк, как произошло Ваше имя?

Шапокляк. Как откуда?! Э.Успенский придумал.

Почемучка.

Имя тебе, конечно, дал писатель. А вот слово «шапокляк» означает разновидность  цилиндра - головного убора. У него верхняя часть на пружинах: хлопнешь по ней, и шляпа сложится, станет, как блин. Слово «кляк»  переводится с французского как «шлеп». Шапокляк надевают клоуны в цирке, и такую же шляпу носит и наша гостья.

Шапокляк.

Ну, надо же! Имя получила от названия шляпы. А на какие вопросы вы ещё ответы нашли?

- Об этом,  уважаемая  Шапокляк, чуть позже. А пока, скажите ребята, что должен уметь исследователь?

VI. Мини – исследования по теме «Снег и лёд».

  1. Систематизация знаний о зимних явлениях в неживой природе.

7  слайд Картинка Зима, Снежинки, Лёд.

- Кто угадай-ка

Седая Хозяйка:

Тряхнёт перинки,

Над миром пушинки? (Зима)

- Сегодня мы будем  говорить о зиме, о зимних явлениях в неживой природе.

2. Представление команд:

  1. Странная звёздочка с неба упала,

Мне на ладошку легла и пропала. (Снежинка)

За окошком снег идёт

Очень близок новый год

А речушка не течёт

Ведь сковал речушку … (Лёд)

3. Тест «Снег и лёд»

8 слайд Тест «Снег и лёд»

  • Вода в природе встречается в:

1) 2 состояниях

2) 3 состояниях

3) 4 состояниях.

  • Снег и лёд находятся в:

1) Жидком состоянии

2) Газообразном состоянии

3) Твёрдом состоянии.

  • Какие осадки выпадают зимой?
  1. Снег
  2. Дождь
  3. Град

Сегодня команды «Снежинка» и «Льдинка» проведут мини – исследования по теме, понаблюдают, обсудят, запишут свои выводы в инструкционные карты, представят результаты.

9 слайд Работа в группах – опыты со льдом

4. Работа в группах:

Группа «Снежинка»

Потребуется:

Два стакана с водой

Соль

Кубики льда

Чайная ложечка

Инструкция

1. Заполните два стакана на 2/3 водой. Добавьте в один из них чайную ложку соли и тщательно размешайте.

2. Поместите в стаканы одинаковые кубики льда.

- Что происходит?

- Лёд в стакане с соленой водой тает намного быстрее, чем в несоленой воде.

- Почему это происходит?

Инструкционная карта

Соль и лёд

Что происходит?

1.Стакан с водой без соли

2.Стакан с солёной водой

3. Почему зимой лёд на тротуарах и улицах посыпают солью?

4. Почему вода в океане не замерзает даже в сильные морозы?

Тема: Соль и  лёд

Цель: выяснить, почему в солёной воде лёд тает быстрее, чем в пресной.

Гипотеза: лёд в воде будет таять одинаково.

Вывод:  соль в воде затрудняет процесс замерзания. В зависимости от количества соли в морской воде, может потребоваться температура на 25 градусов холоднее, чем для заморозки пресной воды! Это одна из причин, почему соль используется, чтобы расплавить лед на тротуарах и улицах. Это также одна из причин, почему океан не замерзает полностью, когда погода становится холодной

Группа «Льдинка»

Потребуется:

3 стакана со льдом:

  1. Обычная вода
  2. В воде соль
  3. В воде сахар

Инструкция: в стаканах была заморожена обычная, солёная и сладкая вода. Опытным путём определите, сохранил ли лёд первоначальный вкус воды.

- Если нет, определите причину.

Инструкционная карта:

Чистый лед

Какой лёд?

  1. Стакан с обычной водой

  1. Стакан с солёной водой

  1. Стакан со сладкой водой

  1. Лёд в Северном ледовитом океане пресный, а вода в океане солёная. Почему?

Тема: Чистый лёд

Цель: выяснить, почему замерзая,  вода освобождается от соли и сахара.

Гипотеза: лёд будет сладким и солёным.

Вывод: замерзая и превращаясь в лед, вода как бы изгоняет из растущего кристалла все примеси, в том числе и частицы соли и сахара. (Можно лизнуть ледышку)

VII. Формы представления результатов.

- О других тайнах льда и снега мы узнаем на других уроках и не только на уроках.

- Как можно показать другим людям то, что ты узнал? (Нарисовать, сфотографировать, сделать презентацию)

- Слайд – шоу.

VIII. Подведение итогов

- Вопросы учащихся, высказывания родителей.

- Уважаемые родители! Расскажите, насколько вы были вовлечены в работу? Ваши впечатления.

Хочется пожелать ребятам – больше читать, развивать свой кругозор. В дальнейшем использовать умения, приобретённые в начальной школе. А родителям - выразить слова благодарности за понимание, помощь, поддержку.

Ученик 1.      На свете есть много книг интересных,

Вопросов, загадок и сказок чудесных.

И пусть очень трудно во всем разобраться,-

Мы будем читать, в знаньях книг состязаться.

Ученик 2.  Все тайны познаем - нам так это нужно,

И все интересные книги прочтем.

Друг другу поможем, что надо подскажем,

И даже на сцене спектакль вам покажем.

Вместе       Вы к нам приходите, ребята, скорей,

А мы – Почемучки  ждём  новых друзей!

Дополнительная информация:

Использование льда человеком

Для  получения  льда необходимы вода и холод.

– Сейчас проведем следующие наблюдения.  Положите пальчик на лед. Скажите, что вы чувствуете?

Вывод.  Когда предмет касается льда, то на поверхности льда образуется тонкий слой воды, который позволяет предмету скользить

– Где это свойство льда используете вы, дети, да и взрослые тоже? (Катание с ледяных гор, катание на коньках)

– Достаньте, пожалуйста, лед из емкости. Обратите внимание на форму льда. Почему у нас получился лед разной формы? (Мы налили воду в емкости разной формы).

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.