Программы факультативных занятий
Сценарии мероприятий
Тема: Игровая программа
«Электричество в нашем доме» (2 класс)
- Цель: знать, где используется электроэнергия в нашем доме.
- Задачи:
- содействовать формированию представления о получении электроэнергии;
- способствовать развитию знаний о пользовании электроприборами;
- создавать ситуацию для воспитания бережного отношения к электроэнергии.
- Оборудование: таблицы «Знаю – «Хочу узнать», карточки «Путь электричества в наш дом», карточки с изображением электроприборов, разрезные картинки для игры «Мозаика».
- Ход мероприятия
- 1.Организационный момент
- Вместе не скучно,
- Вместе не тесно,
- Вместе всегда и везде интересно.
- 2.Введение в тему
- - Наше сегодняшнее мероприятие посвящено очень важной теме, чтобы её узнать отгадайте загадку:
- К дальним сёлам, городам,
- Что идёт по проводам?
- Светлое величество –
- Это … (электричество)
- - А что же вы знаете об электричестве?
- Заполнение таблицы «Знаю – хочу узнать»
Знаю |
Хочу узнать |
|
Путь электричества в наш дом |
||
Электроприборы в нашем доме |
||
Правила пользования электроприборами |
||
Как беречь электроэнергию |
- - Какие пункты вы отметили в столбике «Знаю»? «Хочу узнать»?
- 3.Игра «Сосчитай-ка»
- (Путь электричества в наш дом)
- Ход игры: Решить примеры на карточках, расставить ответы в порядке возрастания, перевернуть карточки – узнать как электричество попадает к нам в дом.
1 карточка 15 + 5 – 10 + 4 – 7 – 4 =…(3) |
Солнышко из морей и океанов своими лучами выпаривает воду и в тучу собирает. |
- 2 карточка
20 – 15 + 10 – 8 + 2 – 3 =… (6) |
Тучи ходят по белу свету и дождём проливаются – ручьи, реки пополняют. |
- 3 карточка
17 – 7 + 12 – 2 – 15 + 4 =…(9) |
Вода на электростанции крутит электрическую машину - вырабатывает. ( |
- 4 карточка
27 + 3 – 10 – 11 + 10 – 7 = …(12) |
Электрический ток по проводам в дом приходит. |
- - Лёгок ли путь электричества в наши дома? Что помогает электрическому току? Что больше всего вас удивило?
- 4. Игра «Загадалочка» (Электроприборы)
- Ход игры: Учитель загадывает загадки, дети (в парах) у себя на партах находят карточки-отгадки, объясняют для чего предназначен электроприбор. Загадки:
Полюбуйся, Посмотри – Полюс северный внутри! Там сверкает снег и лёд, Там сама зима живёт, Навсегда нам эту зиму Привезли из магазина. |
Волшебный ящик, Посмотри: В нём заключён огромный мир, В нём реки и озёра, Растения и горы, Он обо всём расскажет, Весь мир тебе покажет. |
Я вдыхаю много пыли, Чтобы вы здоровы были. |
То назад, то вперёд ходит-бродит пароход. Остановишь – горе: продырявишь море. |
- - Какие ещё электроприборы вы знаете?
- 5.Игра «Да-нет» (Безопасное обращение с электричеством)
- Ход игры: Учитель называет утверждение, ученики словами да-нет высказывают своё согласие или несогласие.
- Утверждения:
- · Можно пользоваться неисправными электроприборами?
- · Можно играть под линиями электропередач?
- · Можно прикасаться к оголённому проводу?
- · Нельзя наполнять водой включенные электроприборы?
- · Нельзя трогать руками включенные электроприборы?
- · Можно включать в одну розетку много электроприборов?
- · Нужно выключать электроприборы, когда уходишь из дома?
- 6.Игра «Мозаика» (Правила энергосбережения)
- Ход игры: Ребята в группах составляю разрезанные картинки на тему «Энергосбережение», затем формулируют правило.
- 1 группа
- Правило: Не включать все осветительные приборы одновременно, тем более в светлое время суток.
- 2 группа
- Правило: Не оставлять включенными электроприборы, когда ими не пользуешься.
- 3 группа
- Правило: В светлое время суток пользоваться естественным освещением, а не включать свет.
- - Какие правила экономии электроэнергии вы знаете ещё?
- 7.Итоги мероприятия. Игра «Волшебный микрофон»
- - Давайте вернёмся к нашей таблице «Знаю – Хочу узнать». Посмотрите на столбик «Хочу узнать», что вы узнали? Расскажите. Пополнились ли ваши знания из столбика «Знаю»? Расскажите.
- Чем больше света сбережём,
- Тем лучше все мы заживём!
Тема: Игра – путешествие
- «Бережное отношение к воде» (з класс)
- Цель: знать правила бережного отношения к воде.
- Задачи: способствовать закреплению знаний о свойствах воды; содействовать формированию интереса к необходимости бережного отношения к водным ресурсам; создавать ситуацию взаимодействия в группах, взаимопомощи.
- Оборудование: фишки-капельки, рисунки корабликов, материалы для опытов, карточки с задачами, карточки с рассыпанными предложениями, карандаши.
- Ход мероприятия
- 1.Организационный момент.
- Если путь твой к познанию мира ведёт,
- Как бы ни был он долог и труден – вперёд.
- Распределение по группам в зависимости от цвета выбранной капельки.
- 2. Определение темы мероприятия
- - Сегодня у нас игра-путешествие. Доскажите слово в стихотворении, и определим по чему и как будем путешествовать:
- Если руки наши в ваксе,
- Если на нос сели кляксы,
- Кто тогда наш первый друг?
- Снимет грязь с лица и рук?
- Без чего не может мама
- Ни готовить, ни стирать?
- Без чего, мы скажем прямо,
- Человеку умирать?
- Чтобы лился дождик с неба,
- Чтоб росли колосья хлеба,
- Чтобы плыли корабли,
- Чтоб варились кисели,
- Чтобы не было беды –
- Жить нельзя нам без … (воды)!
- - А по какой воде можно путешествовать и на чём?
- (По реке, озеру, морю, океану)
- 3.Работа по теме.
- - Отправляемся в путешествие на наших корабликах.
- утся загрязненные вещества по цепочке?
- Вывод:
- - Каким образом это отразиться на человеке? (Повлияет на здоровье. Ну а если человеку грозит опасность, он вынужден защищаться.)
- - От чего? (От воздействия окружающей среды).
- Б) Экологическая безопасность.
- - Мы научимся соблюдать экологическую безопасность.
- - Что означает этот термин?
- ФИЗМИНУТКА
- - Наше общество старается защититься, не загрязнять окружающую среду, но пока эту задачу полностью решить не удается.
- - Поэтому мы с вами попытаемся разработать правила экологической безопасности для того, чтобы выполняя их сберечь свое здоровье.
- - -в конце занятия у каждого из вас будет своя памятка с правилами.
- - Используя материал, который лежит у вас на партах, назовите пути поступления загрязненных веществ в организм человека.
- - Заполните схему на листке.
- - Как же защититься от грязного воздуха?
- - По рисункам сформулируйте правила
- 1. Выбирайте дорогу, где больше зелени.
- 2. Не останавливайся около машины с работающим двигателем.
- 3. Не играй около места, где много машин.
- 4. Проси, чтобы взрослые не курили в квартире.
- 5. Разводи цветы, сажай деревья.
- 6. Не оставайся в гараже, где работает двигатель машины.
- - Возьмите желтую полоску бумаги, прочитайте правила и приклейте в свою памятку.
- - Как же защититься от загрязненной воды?
- 1. Не купаться в загрязненных водоемах или около промышленных стоков.
- 2. Не пить в водоемах воду.
- 3. Не пить воду из-под крана.
- И в нашем городе экологи стараются решить вопрос о качественной очищенной питьевой воде. Ведь известно, что через воду передается много вредных микробов человеку, всему животному и растительному миру.
- - В наши дома поступает, конечно, очищенная вода, но совсем чистой ее не назовешь. На станциях очистки ее обрабатывают специальным веществом – хлором, для того, чтобы уничтожить опасные бактерии. Но хлор вреден и для человека. Поэтому нам надо научиться дополнительно очищать воду с помощью бытового фильтра.
- - Мы выполним практическую работу и понаблюдаем, как действует фильтр. Вы будете работать парами, поэтому согласуйте свои действия.
- - Посмотрите, кто сможет по схеме объяснить порядок выполнения работы.
- ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
- - Какой сделаем вывод? (Вода стала чище)
- - Можно ли ее пить? (Нет) Почему?
- Необходимо дополнительно очищать такую воду. Можно для этого использовать бытовой фильтр. Посмотрите, как он действует. Из каких частей состоит.
- - Приклейте фиолетовую полоску в памятку.
- - Как же защититься от некачественных продуктов питания?
- - Соедините стрелками части предложений.
- - Прочитайте правила.
- - А почему же среди продуктов питания мы видим бутылки с питьевой водой?
- - Приклейте зеленую полоску в памятку.
- VI. Итог.
- - Уважаемые экологи, подходит к концу наш урок.
- - Какие важные вопросы мы сегодня попытались решить?
- - Предлагаю проверить наши знания. (Тест на компьютере по программе «Тестировщик»)
- Тест
- 1. Какую воду лучше пить?
- a) пресную
- b) морскую
- c) сырую
- d) кипячёную
- 2. Что защищает Землю от перегревания днём и переохлаждения ночью?
- a) дождь
- b) туча
- c) воздух
- d) солнце
- 3. Охрана почв – это …
- a) установка фильтров
- b) очистные сооружения
- c) внесение удобрений
- d) посадка и уход за растениями
- 4. Выбрасывать мусор необходимо только …
- a) на асфальт
- b) в баки
- c) в урны
- d) под куст
- 5. Где наиболее чистый воздух?
- a) в лесу
- b) в большом городе
- c) в парке
- d) в сквере
- e) вблизи заводов и фабрик
- f) в саду
- Выберите из предложенных ответов – верный.
- - Эти знания важны лично для каждого из вас.
- - Оцените себя.
- - Все зависит от человека: и здоровье окружающей среды, и здоровье самого человека.
- - Давайте ответим на главный вопрос: что же такое экологическая безопасность? Кто-то может высказать свои мысли.
- VII. Домашнее задание. (Слайд №15)
- 1) Нарисуйте рисунки в своих памятках о том, что вас больше всего взволновало.
- 2) Найдите в газете «Асіповіцкі край» заметки о том, какие проблемы волнуют наших экологов.
- VIII Рефлексия.
- - Мне интересно было с вами работать, наблюдать, как вы из простого ученика превратились в юных экологов, у которых есть знания и навыки.
- - Мы подтверждаем ваши знания, умения, навыки дипломом юного эколога. Мои ученики предложили оформить диплом лучшей работой на экологическую тему.
- - Спасибо за работу. Всего доброго. Берегите свое здоровье.
- - Урок окончен.
- Рабочий лист ученика
- Добрый день, дорогие ребята!
- Я рада приветствовать вас на занятии «Экологическая безопасность».
- Желаю вам успехов, интересных открытий.
- Тема:______________________________________________________
- 1.Допиши определение:
- Экологическая безопасность – это___________________________________
- ____________________________________________________________________
- ____________________________________________________________________
- 2. Соедини начало фраз и их окончание:
1. Не собирай грибы, ягоды, овощи, фрукты, лечебные травы |
у которых истек срок хранения. |
2. Перед едой мой фрукты и овощи |
который находится у продавца. |
3. Не ешь продукты, |
в тёплой кипячёной воде. |
4. Все продукты должны иметь сертификат качества, |
вблизи автомагистралей, свалок, заводов. |
- 3. Запиши полученные баллы:
- Памятка для учащихся
- Правила
|
- экологической безопасности
|
|
Тема: Закрепление изученных таблиц
- умножения и деления.
- Цель: показать знания таблиц умножения и деления.
- Задачи: создавать условия для закрепления изученных таблиц умножения и деления; содействовать развитию умения решать простые уравнения и задачи на кратное сравнение; организовывать ситуацию воспитания бережливого отношения к водным ресурсам.
- Ход урока
- 1.Организационный момент
- Всем положено учиться,
- Чтоб уменьями гордиться.
- Слушаем внимательно,
- Работаем старательно.
- 2.Целеполагание
- - Над какой темой мы работали на предыдущих уроках? Сегодня у нас урок – закрепление по этой теме.
- - Какая будет цель нашего урока? Показать знания таблиц умножения и деления.
- 3.Проверка домашнего задания. Минутка чистописания
- - Кто нам будет помогать во время урока, узнаем проверив домашнее задание. Увеличьте числа ответов в 2, 3, 4, 5, 6, 7 раз. А увеличив их в 10 раз, узнаем имя нашего героя.
20 |
30 |
60 |
70 |
КА |
ПИ |
ТО |
ША |
- Прописать числа 20, 30, 60, 70. Оценить аккуратность по шкале.
- - Это маленькая капелька. А где в природе можно встретить воду? (Ответы детей.)
- Без воды нет жизни, вода есть в каждом живом существе. Человек и многие животные почти на 2/3 состоят из воды. Некоторые растения состоят из воды на 4/5. Вода занимает 2/3 поверхности земного шара. Она в морях и океанах, в реках и озёрах, в почве и недрах земли. Ледники и айсберги – тоже вода, только замёрзшая. Много воды в атмосфере: это облака, туман, пар, дождь, снег. Молекулы воды обнаружены в космосе, вода входит в состав комет, некоторых планет и их спутников.
- 4.Устный счёт
- Скучная картина!
- Тучи без конца,
- Дождик так и льётся,
- Лужи у крыльца.
- - Откуда появляется дождь? (Ответы детей.)
- С поверхности морей и океанов вода испаряется и превращается в водяной пар, который поступает в атмосферу, а потом формируются облака. Облака ветром переносятся на сушу. Вода выпадает на земную поверхность в виде осадков (дождя, града, снега). Выпавшие на суше атмосферные осадки попадают в почву, стекают в озёра, реки и выносятся в моря и океаны. Это явление называется круговоротом воды в природе.
- 1)Закрепление таблиц умножения и деления.
- - Наша Капитоша принесла к нам дождик, будем прятаться под зонтики.
- Учитель показывает капельку с числом, а дети у себя на партах находят зонтики с соответствующими примерами.
- - На какие группы можно разделить числа на капельках?
- 2)Определение закономерностей.
- -Дождик прошёл и в нашем учебнике стр.75 № 5*
- - От этого дождика спрячемся под другими зонтиками:
- - Какая закономерность?(20)
- 3)Решение задач.
- - Где человек использует воду в быту?
- * За 5 минут из крана вытекает 5 литров воды. Сколько литров воды вытекает из крана за 1 минуту? За 10 минут? За 15 минут? (1л, 10л,15л)
- * На мытьё одинакового количества посуды Миша тратит 6 л воды, а Маша 2л. Сколько литров экономит Маша? Во сколько раз больше литров воды тратит Миша? (4л, в 3 раза)
- * Для принятия душа одному человеку требуется 50 л воды, а для принятия ванны – 200 л воды. Сколько литров воды можно сэкономить, если принять душ вместо ванны? (150л)
- * Мама тратит на приготовление супа 4 литра воды, а на приготовление второго блюда – 8 литров воды. Поставьте вопрос, чтобы задача решалась действием сложения, вычитания, деления.
- * 6 картофелин сварились за 30 минут. За сколько минут сварилась каждая картофелина?
- Оценить активность своей работы на этапе устного счёта при помощи сигналов.
- 5.Работа по теме урока.
- Воду, водицу, водичку мы любим,
- Кран повернём – и литрами губим.
- Знай, экономя водицу-сестрицу,
- Ты даёшь возможность потомкам напиться.
- - Как вы понимаете эти строки?
- Чистой воды становится на Земле меньше. Люди всё больше используют воду для нужд промышленности, загрязняют её отходами производства. И хотя уже придуманы разные способы очистки воды и запрещено спускать в водоёмы промышленные отходы и сточные воды, каждый человек знает: что воду надо беречь!
- 1)Решение уравнений стр.74 №1
- - Как же можем мы беречь и экономить воду, узнаем решив уравнения.
- Решение уравнений, выбор ответов на карточках с правилами экономии воды:
- а) Как правильно использовать воду при чистке зубов?
- 35 – Налить воду в стакан и закрыть кран.
- 12 – Чистить зубы, не закрывая крана.
- б) Где экономнее мыться?
- 36 – Принимать ванну.
- 32 – Мыться под душем.
- в) Как сэкономить воду при мытье посуды?
- 6 – Мыть посуду в специальной ёмкости, наполненной водой.
- 5 – Мыть посуду под струёй воды.
- г) Что надо делать, когда кран начал протекать?
- 22 – Нужно починить кран.
- 12 – Подставить стакан.
- в) Как правильно загружать стиральную машинку?
- 7 – Машинку лучше загружать несколько раз наполовину.
- 6 – Машинку правильно загружать полностью.
- д) Как экономнее поливать грядки?
- 50 – Экономный способ полива огорода – из шланга.
- 60 – Экономный способ полива огорода – из лейки.
- 2)Решение задачи стр.74 № 2.
- Разбор задачи, составление граф-схемы решения – коллективно. Решение задачи – самостоятельно. Проверка – составление выражения.
- - Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?
- - Что надо знать?
- - Каким действием найдём сколько килограммов печенья в 1 коробке?
- 3)Работа над выражениями стр.74, № 3
- - Прочитайте выражения и вместе с Капитошей разгадаем кроссворд.
- Чтение – коллективно, решение выражений, проверка и оценивание – в парах.
- Составление и разгадывание кроссворда:
- 30 – 1.Кругом вода, а с питьём беда. (Море.)
- 51 – 2.Утром спит на земле, а днём убегает. (Роса.)
- 73 – 3.Росло-росло и выросло, как борода повылезло, солнышко встало, ничего не стало. (Сосулька.)
- 6 – 4.Что в гору не вкатить, в решете не унести и в руках не удержать? (Вода.)
- 33 – 5.Здесь вода всегда гремит, по ступенькам вниз летит. (Водопад.)
- 3 – 6.Приходил – стучал по крышам, уходил – никто не слышал. (Дождь.)
- 0 – 7.Что видно, когда ничего не видно? (Туман.)
4)Работа над геометрическим материалом.
- - Капитоша утверждает, что вот эти геометрические фигуры, можно нарисовать на воде. Согласны ли вы с ней?
- - Самая большая фигура?
- - Какие ещё фигуры?
- - Какие треугольники?
- Найдите правильные высказывания:
- · В круге находятся треугольники.
- · Вне круга находятся квадраты.
- · В круге находятся квадраты.
- · Вне круга находятся треугольники.
- · В круге находятся не квадраты.
- · В круге находятся не треугольники.
- · Вне круга находятся не треугольники.
- · Вне круга находятся не квадраты.
- 5)Дополнительный материал:
- стр. 75, № 7
- Рассчитать сколько в каждом ученике воды: массу тела разделить на 3, результат умножить на 2.
- 6. Контрольно-оценочный этап
- Проверка изученных таблиц умножения и деления при помощи сигналов.
- (ключ на доске)
- · Произведение чисел 3 и 4;
- · Первый множитель 5 второй – 8. Чему равно произведение?
- · 8 увеличить в 7 раз;
- · Частное чисел 63 и 7;
- · Делимое 42, делиЧему равно частное?
- · 30 уменьшить в 6 раз;
- · 7 умножить на 7;
- · 54 разделить на 9.
- 7. Рефлексия. Итоги урока
- - Выполнение каких заданий принесло вам удовольствие?
- - Какие задания вызвали затруднения?
- - Кому из вас дома надо ещё потрудиться над таблицей умножения и
Классный час в начальной школе по теме: "Энергосбережение"
Цели и задачи классного часа:
- способствовать воспитанию экологического сознания у детей;
- способствовать воспитанию навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни;
- привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды;
- создание мотивации для сбережения ресурсов и энергии;
- вовлекать школьников в полезную деятельность по энерго- и ресурсосбережению;
- стимулировать интерес к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученных в школе.
Ход занятия
Учитель: Ребята, сегодня у нас не совсем обычный классный час. Мы совершим небольшое путешествие в …квартиры. Да-да, я не ошиблась! Именно в ваши квартиры. У меня даже есть карта путешествия.
На доске схема-план двухкомнатной квартиры.
Учитель: Посмотрим, как хорошо вы знаете свой дом? Настоящие ли вы хозяева в доме?
Мы живем в благоустроенных квартирах, с комфортом, всю тяжелую работу делают машины. Какие это машины?
Дети: Пылесос, стиральная машина, электрическая плита, фен,…
Учитель прикрепляет картинки на доску.
Учитель: Благодаря чему они совершают свою работу, вы узнаете из загадки:
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество!
Это... (электричество)
Электричество приносит нам большую пользу. Оно вырабатывает энергию. Как вы себе представляете, что такое энергия? (Ответы детей)
Энергия – это сила, приводящая предметы в движение. То есть энергия необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что–то поднять, нагреть, осветить.
Само слово “ЭНЕРГИЯ” - какое-то на первый взгляд нематериальное. Не увидеть, не потрогать! Однако ничто вокруг нас не совершается без участия этой самой энергии.
Человек изобрел много способов, чтобы заставить механические устройства делать полезную работу с помощью энергии:
- в домах воду на верхние этажи поднимают насосы водонапорных станций, которые потребляют энергию;
- согревают дома - теплоэлектроцентрали, для работы которых тоже требуется энергия;
- не говоря уже об освещении квартир;
- о работе разнообразнейших электроприборов: пылесосов, холодильников, телевизоров и др.;
- даже перевозят горожан на работу и с работы - машины, двигатели которых также нуждаются в этом ресурсе.
Давайте представим, что городская квартира осталась без энергии, которую она получает в виде газа, электричества и горячей воды. Что мы будем делать? (Ответы детей)
Будем “SOS” кричать!
Нам так хочется жить с комфортом! Но за комфорт приходится расплачиваться гибелью лесов и затоплением городов! Это очень серьезная проблема. Но практически из любой проблемы можно найти выход.
Сегодня мы с вами попробуем найти самые простые решения, которые помогут сберечь энергию. Что же такое энергосбережение? Как вы это понимаете? (Ответы детей)
Энергосбережение - это не только сэкономленные деньги семейного бюджета, это и забота о тех, кому предстоит жить после нас на планете Земля, это забота о НАШИХ ДЕТЯХ.
И одно из таких решений - это научиться использовать энергию, находящуюся в нашем распоряжении, настолько эффективно и безопасно по отношению к окружающей среде, насколько это возможно.
Как же стать хозяином в доме? Научиться бережливому использованию энергии? В этом нам поможет всезнающий человечек Электроша и конечно вы, ребята.
(Электроша - ученик 6-7 класса)
Электроша: Энергосбережение в квартирах достигается меньшими нормами расхода воды и электричества.
Учитель: Итак, путешествие по дому мы начнем с ванной комнаты.
На доске картинка с изображением крана, из крана льется вода.
Воду, водицу, водичку мы любим,
Кран повернём - и литрами губим.
Знай, экономя водицу-сестрицу,
Ты дашь возможность потомкам напиться.
Электроша: Вода из крана течет быстро. За минуту из открытого крана вытекает 12-20 литров бесценной пресной воды! А ведь экономия воды - это всего лишь дело привычки.
Учитель: Как мы можем экономить воду? (Ответы детей). Давайте попробуем сформулировать правила хорошего хозяина:
- Закрывайте кран, пока чистите зубы или пользуйтесь стаканом для полоскания рта.
- Мойте посуду не под текущей струей воды, а в раковине, закрыв отверстие пробкой.
- А главное - не забывайте выключать воду!
Электроша: Три простых правила - и за год сможете сэкономить целое озеро диаметром 200 метров и глубиной 2 метра. Кроме этого, вы экономите химикаты, которые используются для очистки воды, и энергию, которая используется на ее нагрев и перекачку.
Учитель:
Вот этот предмет
К потолку повесили,
Стало в доме весело.
Она снаружи вроде груша,
Висит без дела днем,
А ночью освещает дом. (Лампочка)
Ребята, как вы думаете, почему днем лампочка висит без дела? (Ответы детей)
Электроша:
Лампа сутки погорит –
Сто кило угля спалит!
Если светит зря она,
Где ж экономия сырья?
На доске картинка с изображением ярко светящейся лампочки.
Учитель: Что мы можем сделать, чтобы лампа зря не светила? (Ответы детей)
Электроша: Средний расход электроэнергии на освещение квартиры составляет примерно 1 кВт/ч. Но и этот расход можно сократить за счет периодического протирания лампочек: хорошо протертая лампочка светит на 10 - 15% ярче грязной, запыленной. И еще – реже пользуйтесь верхним светом. 60 Вт в настольной лампе вполне заменят Вам 200 Вт под потолком.
Учитель: Из ванной комнаты мы отправимся на кухню. Здесь очень много вещей требующих нашего внимания. Вот
Полюбуйся, посмотри-
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет. (Холодильник)
На доске картинка с изображением холодильника.
Для чего нам нужен холодильник? (Ответы детей)
Холодильник рассердился,
Взял, да сам и отключился.
“Работать трудно, - говорит, -
Если толстый лёд висит”.
Учитель: Как мы с вами можем помочь холодильнику? (Ответы детей). Послушайте, что нам расскажет Электроша.
Электроша: Оптимальным местом для холодильника на кухне является самое прохладное место. При наружной температуре 20 градусов холодильник расходует на 6% меньше энергии. Так что, не стоит ставить холодильник вблизи батареи или других отопительных приборов. Крайне отрицательно на работе холодильника сказывается и большая “шуба” в морозильнике. Поэтому помогите взрослым, не поленитесь его лишний раз оттаять. От этого он будет экономичней.
Учитель: Ну а эта вещь на кухне просто незаменима. Кто в доме хозяин и умеет экономно пользоваться плитой? (Ответы детей)
На доске картинка с изображением электрической плиты.
Электроша:
Предложу один секрет -
Экономный дам рецепт:
Печь включи. Закипит -
Отключи и чуть-чуть
Повремени...
Медленно еда кипит,
Электричество хранит.
На одной кухонной утвари можно сэкономить сотни киловатт-часов энергии. Достаточно лишь, чтобы кастрюля чуть перекрывала конфорку электроплиты и плотно прилегала к ней. Кастрюли с выпуклым или вогнутым дном, а также кастрюли с толстым слоем накипи расточают 50% электричества, а заодно примерно столько же времени.
Учитель: А вот еще два жителя кухни.
Из горячего колодца
Через нос водица льется. (Чайник)
Кто любит пить чай? Значит, чайником пользоваться умеете. (Ответы детей) Тогда для чего на кухне используют термос? В походе понятно: нет рядом плиты, электрического чайника и костер не всегда возможно развести. (Ответы детей)
На доске картинка с изображением термоса.
Термос нас не удивит,
Он водичку нам хранит.
Горячую, холодную,
Ко всему пригодную.
Учитель: Посчитайте, сколько раз за день кипятите воду?
А сколько из вскипяченной воды используете? (Ответы детей)
Электроша: Наверняка, стакана 2 – 3, а остальная вода остывает себе в чайнике. А что, если эту воду взять и залить в термос? Тогда не придется тратить время на кипячение каждый раз, когда захочешь выпить чаю, да еще и сэкономишь энергию.
Учитель: Продолжим путешествие. Но что такое, по пути мы встречаем еще две вещи необходимые в доме.
Пройдусь слегка горячим я,
И гладкой станет простыня.
Могу поправить недоделки
И навести на брюках стрелки. (Утюг)
Кто помогает дома родителем гладить белье? Расскажите, как вы это делаете. (Ответы детей)
На доске картинка с изображением утюга.
И сказали утюги:
Мы хозяйкам не враги!
Как погладишь пиджачок,
Отключи свой утюжок,
А остатками тепла
Мы отутюжим все шелка.
Электроша: Экономить электроэнергию можно даже при глажении. Для этого надо помнить, что слишком сухое и слишком влажное белье приходится гладить дольше, а значит, и больше расход энергии. И еще одна “мелочь”: утюг можно выключать за несколько минут до конца работы; на это время вполне хватит остаточного тепла.
Учитель: Эта вещь девочкам знакома точно.
На доске картинка с изображением фена.
Фен пыхтит, шумит, гудит,
Угодить он всем желает.
А ты под солнцем голову просуши,
Пусть фен лучше отдыхает.
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему лучше волосы сушить естественным способом? (Ответы детей)
Электроша: Горячий воздух, исходящий из фена, не очень-то хорошо влияет на волосы: он делает их сухими и ломкими. Может, лучше, если некуда спешить, просушить волосы под солнцем? Так сохранишь здоровье своих волос и несколько киловатт электроэнергии.
Учитель: Сейчас - зима. А мы с вами путешествуем по теплой квартире. Так вот
Чтоб холодная зима
Не прокралась к нам в дома,
Вы окошки утеплите –
И в тепле себе живите!
Но бывает, в зимний период мы жалуемся на холод в наших квартирах и виним в том организации, обеспечивающие нас теплоэнергией. А все ли мы сами сделали, чтобы сохранить в наших домах драгоценное тепло? (Ответы детей) Как мы можем сохранить тепло в наших домах? (Ответы детей)
На доске картинка с изображением девочки; она плотно закрывает окна.
А вот для вас небольшой тест:
- Осенью вы утеплили в доме все окна, балконы и двери?
- Вы не забываете закрывать двери в подъезде?
- Вы не держите форточки постоянно открытыми?
- На ночь вы закрываете занавески, что бы удержать дополнительно тепло?
- У вас в квартире правильно расставлена мебель: вы отставили от батареи диван и стол, чтобы тепло свободно проходило в нашу квартиру?
Электроша: Раз вы ответили утвердительно, значит вам удалось сократить затраты на отопление квартиры примерно на 5-10%. Для тех же, кто хоть раз ответил "нет", этот тест послужит руководством к действию.
Учитель: Ребята, мы долго можем путешествовать по своей квартире. Мы побывали на кухне и ванной комнате. Не были ни в гостиной, ни в детской комнате. Но я вам предлагаю на этом закончить наше путешествие и приступить к выполнению творческой работы: создать книгу
“О бережливости в картинках” или “Экономный ли я?”, или “Как стать хозяином в доме”.
Я думаю, что дело не в названии, а в содержании. Сегодня на классном часе мы поняли главное: мы должны экономить энергию, не только дома, но и в школе, чтобы запасов горючих полезных ископаемых хватило на более долгий срок. Вы теперь знаете ответы на вопросы: Как же стать хозяином в доме? Научиться бережливому использованию энергии? (Ответы детей)
Электроша:
Знай, что нужно экономить
Воду, уголь, газ и нефть.
Если будешь это делать,
Хватит их на много лет.
Используя природные ресурсы, задумывайтесь о том, что будет завтра. А будет ли вообще это “ЗАВТРА”? Сегодня наша планета стоит на пороге экологической катастрофы и наиболее грозный предвестник ее – парниковый эффект. Он вызван увеличением содержания в атмосфере углекислого газа, который образуется в огромных количествах при сжигании топлива. Того самого топлива, которое используется для обеспечения наших квартир светом, теплом и водой. Значит, судьба нашей планеты зависит от каждого из нас, от всего человечества, а вернее, от того, сколько мы потребляем природных ресурсов!
Классный час заканчивается “включением” детей в проектную деятельность: создание книги “Как стать хозяином в доме”
Занятие по интересам "Чистая вода и климат"
Азбука Берегоши, 4 класс
Цель: содействовать формированию у учащихся убеждения в важности личного вклада в сохранении чистой воды, как одного из источников равновесия жизни на земле.
Задачи:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о значении воды, распространении ее в природе, причинах уменьшения чистой воды, способах экономии воды;
- организовать систему познавательных заданий и вопросов, направленных на развитие мышления;
- создать условия воспитания у школьников ответственности за экономное и бережное отношение к воде и к природе в целом.
Оборудование: глобус, сигнальные карточки, жетоны, банка с водой (объемом 3л), стакан, пипетка, стакан с чистой водой, стакан с грязной водой, карточки с заданиями, мультимедийная установка
Ход занятия
1.Организационно-мотивационный момент.
Всем, всем - добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Ну, ребята, чур, молчок!
Начинается урок.
2. Активизация знаний учащихся перед усвоением нового материала
Начнем занятие с загадок.
Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьётся.
Из него воды не пьётся,
Потому что не вкусна-
И горька, и солена. (Море) Слайд 1
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (Лёд) Слайд 2
Седой дедушка у ворот
Всем глаза заволок. (Туман) Слайд 3
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода) Слайд 4
- Загадки такие разные, а что их всех объединяет? (Все загадки о воде)
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятии? (О воде)
- Тема занятия «Чистая вода и климат» Слайд 5
Глядя на тему, определите, чему мы должны сегодня научиться на занятии?
Цель занятия:
- Узнать как взаимосвязаны чистая вода и климат Слайд 6
Работаем по плану
1. Вспомнить, что мы знаем о воде. Провести блиц-турнир.
2. Узнать новое. Для этого мы будем решать, читать, думать, делать выводы.
3. Определить, чему мы научились. Слайд 7
- Работать будем в группах, поэтому нам нужно вспомнить правила работы в группах
Правила работы в группах
- Работать надо дружно.
- Спокойно высказывать своё мнение.
- Терпеливо выслушивать мысли других.
- Вместе находить правильное решение.
- Помощник определяет выступающего.
- Уважительно относиться к другим командам. Слайд 8
- Каким цветом обозначена вода на нашей планете? (Вода – голубым, синим; лед – белым)
- Посмотрите, сколько воды на нашей планете! С водой мы встречаемся каждый день. (Глобус)
- Скажите, а всю воду можно изобразить и увидеть? Где есть вода, которую мы не видим? (В растениях, животных, людях). Слайд 9.
- Правильно, растения, животные, люди – все содержит воду. А значит они постоянно нуждаются в пополнении. Без пищи человек может прожить около 50-ти дней, если во время голодовки он будет пить пресную воду, без воды он не проживет и неделю - смерть наступит через 5 дней
Блиц-турнир
Группа, которая знает ответ поднимает сигнальную карточку. За каждый правильный ответ группа получает жетон.
1. Продолжите ряд: Атлантический, Северный Ледовитый, Индийский, ??? (Ответ: Тихий океан)
2. Найдите лишнее: Неман, Нарочь, Днепр, Западная Двина (Ответ: Нарочь – озеро).
3. Какое слово лишнее? Река, озеро, канал, море, океан (Ответ: канал – создан руками человека). Слайд 10
4. Что объединяет эти слова? Снежинка, роса, иней, снег, пар (Ответ: вода).
5. Назовите три состояния воды: Жидкое, твердое, ??? (Ответ: газообразное).
6. Какие свойства имеет вода? (Ответ: не имеет вкуса, цвета и запаха, текуча).
7. Почему каждый человек должен экономно использовать воду? Слайд 11
3. Усвоение новых знаний
- Работа с картинками на слайде
Перед вами 5 картинок. Определите, какую работу выполняет вода на каждой из картинок? За правильные ответы группы получают жетоны.
1) Вода «кормит»: по морям и океанам днем и ночью плывут рыболовецкие суда.
2) Вода «добывает» электрический ток, работает на электростанциях.
3) Вода моет людей, города, машины, дороги.
4) Вода – это самая большая и удобная дорога
5) Без воды нельзя замесить тесто для хлеба, приготовить бетон, сделать бумагу, ткань, резину, конфеты, лекарства. (Слайд 12)
- Если взглянуть на глобус, то можно увидеть, что синего цвета больше. Океаны, моря, бесчисленные озёра и реки… Не слишком ли много воды? (Нет, воды как раз столько, сколько нужно, чтобы наша планета не замёрзла. Весь Мировой океан – это что-то вроде гигантского котла центрального отопления Земли. Солнце всё лето греет воду, а зимой эта прогретая вода постепенно отдаёт своё тепло Земле. Чем не отопление? Без него на земле наступят такие морозы, что погибнет всё живое: и звери, и птицы, и леса, и поля …Если б не было воды, Земля давно остыла и стала безжизненной. (Слайд 13)
Задание «Выбор»
Перед детьми стоят два стакана с водой. В одном чистая вода, в другом грязная. Предложить детям попить воды. Почему выбрали стакан с чистой водой?
Минутка для отдыха
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз,
Это брасс.
Одной, другой –
Это кроль.
Все, как один,
Плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой,
Но не отправимся домой. Слайд 14
Вопросы для обсуждения:
- Чистой воды на Земле становится всё меньше. Почему? (Над водой нависла угроза загрязнения. Заводы и фабрики, электростанции потребляют воду и одновременно загрязняют её различными отходами. В водоёмы сливаются сточные воды заводов и фабрик, нечистоты с ферм, ядовитые вещества, а так же вода, использованная в быту. От загрязнений воды страдает всё живое. Гибнет рыба, гибнут растения, портится почва)
- Загрязняются не только реки, но и мировой океан. Как? (Нефть, тысячи тонн химических веществ, мусор). Слайд 15
- Капля нефти, которая попадает в морскую воду, губит птиц, рыбу, микроорганизмы. Почему это опасно? (В природе всё взаимосвязано, и реки, и моря, и океаны. Если гибнет река, или море, или океан, ущерб наносится всей природе. Конечно, океан не исчезает, он просто станет безжизненным!)
- Может океан и не нужно охранять?.. и вы прекрасно проживёте без далёкого Тихого, или Индийского, или Северного Ледовитого океанов? (Научный факт: из океана в атмосферу поступает более половины кислорода!!! Остальные аргументы за вами!) Слайд 16
МАСШТАБИРОВАННЫЙ ОПЫТ «Сколько пресной воды на Земле?»
Продемонстрировать детям трехлитровую банку с водой. Представить, что в банке - вся вода, имеющаяся на Земле, - и пресная, и соленая. Вспомнить с детьми все водные объекты нашей планеты, содержащие как пресную, так и соленую воду. Отлить часть воды в стакан объемом 200 мл, продемонстрировать его и сказать, что в стакане - вся пресная вода, которая имеется на Земле (лед, снег, подземные воды, воды рек, озер, болот и т.д.) Отобрать воду из стакана пипеткой, капнуть 2-3 капли – это вода, которая находится в реках, озерах и болотах всего мира.
Как вы видите, воды на Земле и много, и в тоже время мало.
Мы выяснили, что вода – это главное богатство, которое ничем ни заменишь. Давайте рассмотрим, какие мы совершаем ошибки и как этого можно избежать.
Экологическая задача №1
1) Два брата каждый день чистят зубы утром и вечером. Саша набирает воды в стакан 300 гр. И ему это хватает, чтобы почистить и прополоскать рот.
Вова чистит зубы 3 минуты при открытом кране. За это время из крана вытекает по 1000гр. воды каждую минуту. Во сколько раз больше потратил воды Вова, чем Саша?
(Ответ: 3*1000:300=10 раз.) Слайд 17
-Что нужно было сделать Вове. Дайте ему совет?
Экологическая задача №2
2) Мама мыла посуду, вода бежала небольшой струей, зазвонил телефон. Мама решила, что разговаривать она будет недолго, и не закрыв кран, взяла трубку и стала разговаривать. Разговор длился 10 мин. Все это время вода бежала из крана. Сколько воды утекло, если в 1 минуту вытекало 3 л. воды?
Длился - 10 мин
Вытекло - 3л за 1 мин.
Утекло - ? л
(Ответ: 3*1*10=30 л) Слайд 18
4. Закрепление новых знаний
- Как можно было сэкономить воду при мытье посуды?
Составление памяток
Для чего нужна вода? Какая в ней необходимость? |
Как сохранить воду на земле? |
Примерные варианты ответов |
|
Вода нужна человеку для:
|
|
Подведение итогов работы занятия, подсчет жетонов и определение самой успешной группы.
Человек, запомни навсегда!
Символ жизни на Земле - вода!
Экономь её и береги - мы ведь на планете не одни! Слайд 19
5. Рефлексия
Продолжи высказывание:
- Сегодня я узнал....
- Я думаю, что...
- Я постараюсь...Слайд 20,21
Факультативное занятие «Азбука Берегоши»
Исследовательский проект «Капелька» (1 класс)
Цель: состояние условий для формирования у детей бережного отношения к использованию водных ресурсов.
Задачи:
• Дать представление детям о водных ресурсах страны (состоянии рек и озёр) как об одном из главных факторов, влияющих на её экономику.
• Учить детей бережливому отношению к энергоресурсам своей страны, углубив их представления о воде и её свойствах через исследовательскую деятельность.
• Формировать ответственность ребёнка и его семьи за экономию и бережное отношение к ресурсам своей страны.
Оборудование: карандаши и фломастеры, глобус, компьютер.
I. Вступительное слово учителя
Как светла земля на заре
И распахнута вся для сказок.
В жемчугах она, в серебре,
В изумрудах она, в алмазах.
Не рвите цветы, не рвите,
Пусть будет нарядной земля.
А вместо цветов дарите
Васильковые, незабудковые
И ромашковые поля.
- Ребята, как вы думаете, почему у меня на столе глобус?
- Какой цвет преобладает на глобусе? Что обозначает этот цвет?
- Почему нужно экономить воду, если её столько на нашей земле? Правильно, многие окружающие нас предметы содержат воду, многие не могут существовать без воды. Не будет воды – не будет жизни на земле. Ребята, мы сегодня с вами начнём работу над проектом «Капелька». Как вы думаете, о чём пойдёт речь в работе над этим проектом? (просмотр отрывка фильма о воде)
- Сегодня мы начинаем наш разговор о воде. В нашем классе работает 4 центра (учитель знакомит ребят с работой каждого центра).
Исследовательский центр
Математический центр
Поэтический центр
Художественный центр
- Займите места в том центре, в котором вы бы хотели работать.
(дети выбирают центр и занимают в нем места)
ІІ. Работа в центрах
(В каждом центре работают родители-консультанты. Командиры центров получают задания для работы).
Исследовательский центр
Провести опыты и выяснить, какие свойства имеет вода. Составить задания к написанию проекта.
• Вода жидкая и может течь;
• Вода прозрачная;
• У воды нет вкуса;
• У воды нет запаха;
• Вода бывает тёплой, холодной, горячей;
• Вода не имеет формы;
• Вода хороший растворитель,
Математический центр
Найти решение таблицы и составить задания к проекту.
Л |
3+2 |
Д |
|||
Д |
7–4 |
Ж |
4+3 |
Ь |
|
П |
1+1 |
О |
9–5 |
И |
5+3 |
Т |
8–2 |
Ч |
5–4 |
1=А |
2=Р |
3=О |
4=Л |
5=Ё |
6=У |
7=Д |
8=В |
Л |
Д |
||||
Д |
Ж |
||||
Т |
Ч |
(лёд, дождь, пролив, туча)
Поэтический центр
Составить стихотворное вступление к проекту «Капелька»
Художественный центр
Нарисовать эмблему к проекту «Капелька» и обосновать свой выбор.
III. Отчёт центров.
IV. Составление заданий и карты проекта «Капелька»
На доске две таблицы:
ЧТО МЫ ЗНАЕМ? ЧТО ХОТИМ УЗНАТЬ?
Дети выбирают предложенные карточки и заполняют таблицы.
V. Рефлексия
- Ребята, так как же мы должны относиться к воде? Продолжите фразу: Я буду бережно относиться к воде, потому что...
Факультативное занятие «Азбука Берегоши» (2 класс)
Аукцион энергосберегающих идей
Внимание! Внимание!
Сегодня и сейчас:
Проводится впервые
Аукцион у нас.
Свет, тепло, вода и газ
Просто так не льются,
И природой нам они
Даром не даются.
Среди множества проблем
В нашем поколении
Предстоит решить вопрос
Энергосбережения.
Лот I. «Аукцион полезных советов от кота Матроскина»
Кот Матроскин всех учил,
Всех настойчиво просил:
«Дядя Фёдор, уходя, выключайте свет!
За энергию платить - денег больше нет!
А ты, Шарик, не включай понапрасну бра,
Это всех нас доведёт, ох, не до добра!
Ты, Галчонок, береги электроэнергию!
Хватит лампочкам гореть, тратить всю энергию!
Печкин, берегите свет!
Без света всем нам жизни нет!
Холодильник не включить —
Молоко не охладить!
Чайник не закипятить!
И утюг не подключить!
Так что всех предупреждаю:
Берегите срочно свет!
А иначе будет вред!
Поэтому, друзья мои,
Принял я решение:
Будем жить по правилам
Энергосбережения!
Лот II. «Доскажи словечко»
- Люди загадывают желания, когда видят меня падающей. (Звезда)
- Главный источник энергии на земле. (Солнце)
- Предмет, который ты берёшь в поход. (Фонарик)
- Я помогаю машине освещать дорогу в темноте. (Фара)
- Насекомое, которое светится в темноте. (Светлячок)
- Заменяет солнце на небе ночью. (Луна)
- Регулирует уличное движение. (Светофор)
- Экономичная лампочка. (Люминесцентная)
Лот III. «Источники света» (Загадки)
- Один костёр весь мир согревает. (Солнце)
- Дом — стеклянный пузырёк,
А живёт в нём огонёк.
Днём он спит, а как проснётся —
Ярким пламенем зальётся. (Лампочка)
- На привале нам помог:
Суп варил, картошку пёк,
Для похода он хорош,
Да с собой не унесёшь. (Костёр)
- Это тесный – тесный дом.
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестёр
Может вспыхнуть, как костёр. (Спички)
- Стоит столбом. Горит огнём.
Ни жару, ни пару, ни угольев.
Утром смеётся,
А вечером слёзы текут. (Свечка)
6. Жевать — не жую,
А всё пожираю. (Огонь)
7. Весь день стоит на улице,
Прохожим улыбается.
Их служба начинается,
Когда уже смеркается.
И не погасят до зари
Глаза ночные …(фонари)
Лот IV. «Игровой»
Дети за определённое время должны убрать «мусор», разбросанный по полу.
Лот V. «Экологическая почта»
Представьте, что где-то в лесу растёт небольшое деревце. Его поливает дождик, укачивает ветер. На деревце прилетают стайки птиц. Они поют, рассказывают, что видели в мире и … улетают. И в этот момент деревцу становится очень грустно, одиноко. Ему хочется, чтобы кто – то поговорил с ним, как со своим другом.
Подумайте, чем бы вы могли помочь такому одинокому деревцу. Каждый из вас может написать ему письмо, прийти в гости, проследить, чтобы его никто не обижал. От этого деревцу будет намного веселее и уютнее в большом лесу. Благодаря вам оно сможет вырасти большим, красивым и будет радовать всех
людей долгое время. А свои письма вложите в конверт, а мы их разошлём деревцам.
Лот VI. «Экологический марафон»
- Ведущий называет любую букву, а дети — растения или животных на эту букву. Кто произнесёт последнее слово, тот и победитель.
- Ведущий быстро называет 5 деревьев (птиц, цветов, рыб и т.д.), а тот, к кому он обращается, должен назвать следующее, шестое. Быстро и правильно ответив, играющий становится ведущим.
- По описанию птицы, зверя (его приметам, месту обитания и образу жизни) назвать птицу, зверя.
- Птичьи профессии ( узнать птиц по характерному признаку, по их делам)
Птица – рыболов соловей
Птица – плотник ласточка
Лесная кошка поползень
Птица – строитель баклан
Птица – акробат иволга
Пернатый солист кукушка
Ночной хищник дятел
Легкомысленная мамаша сова
Лот VII. «Театр»
Ведущий. А сейчас приглашаем всех в наш театр, где вы услышите сказку «Про бабку, про дедку, про внука Пашу и бесхозяйственность нашу».
На краю деревни в маленькой избушке
Жили не тужили старик со старушкой.
Жили-поживали за большим забором,
Относились бережно к электроприборам.
Утром печь топили, свечку зажигали,
С Энергонадзором в дружбе поживали.
Днём – на огороде, вечером скучая,
Чай с печеньем пили, внука поджидали.
«Вот приедет внучек, будет нам утеха!»
Дни летели быстро, вот и внук приехал.
Обошёл деревню, сказал по-хозяйски:
«Милая бабуля, уголок тут райский!
Очень свежий воздух, чудная природа,
Надо бы побольше тут собрать народа.
Пусть приедут Толя, Петя и Андрей,
Сразу вам с дедулей станет веселей».
И пошло веселье в маленькой избушке…
Бедный старичок и бедная старушка!
Молока коровы больше не дают:
Каждый день стреляет из петард салют.
Пенья птиц в деревне не слышит народ:
День и ночь играет там магнитофон,
Телевизор, плеер, радио поёт,
И мобильник тоже спать всем не даёт.
Светится избушка, словно бы дворец..
Только наступил каникулам конец.
Уезжает в город радостный народ,
А бабуле с дедом скоро счёт придёт.
Счёт пришёл, а там нолей
Сколько у недели календарных дней.
Старикам придётся счёт тот оплатить,
А потом не мешкая внука научить,
Относиться с уважением к энергосбережению.
Лот VIII. «Бережливые»
Команды переносят воду в ложке; выигрывает тот, кто меньше разольёт воды.
Лот IX. Подведение итогов.
Ведущий. Как много важного и нужного для нашей жизни мы услышали сегодня!
Существует правило
Совершенно правильное:
Только там народ богат,
Где энергию хранят,
Где во всём царит расчёт
И всему известен счёт.
Для успеха много значит,
Чтоб учёт воды горячей,
Электричества, тепла
Каждая семья вела.
Чтоб не капало из крана,
Не текла рекою ванна,
Чтобы делом стал совет:
«Уходя, гасите свет!»
Чтоб снижать теплопотери,
Уплотняйте окна, двери,
Одевайте стены, трубы
В «синтетические шубы».
В результате меры эти
Отразятся на бюджете.
Коль не капает из крана,
Больше купят вам бананов!
Не горит ненужный свет-
Получай ещё конфет!
А в масштабе государства?
Сахар, рис, металл, лекарства
К нам придут из-за границы,
Школы новые, больницы
Вырастут на удивленье
За энергосбереженье.
Чтобы был эффект побольше,
Каждый это делать должен.
Дома, в школе, на работе,
Ферме, фабрике, заводе
Надо «дружно приналечь»
И энергию беречь.
Приложение 5
План-конспект факультативного занятия
«Азбука Берегоши» (2 класс)
Тема: Значение воды в жизни человека
Цель: осознать значение воды в жизни человека
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Вода – вещество уникальное. Без неё жизнь на Земле была бы невозможна.
Вода – самое обязательное химическое вещество в живом организме. При этом по количеству её больше, чем всех других веществ вместе взятых. Так, если взрослый человек весит 60 кг, то воды в нём 40 кг. Это составляет 66% от массы тела. У детей же доля воды в организме – 75%. А медуза вообще на 95% состоит из воды.
Вода входит в состав всех живых организмов на земле.
Чтобы определить, сколько воды в твоём организме, необходимо сделать такие вычисления:
В (масса твоего тела): 3×2
3. Вода – прекрасный растворитель. Морская вода – это раствор, в котором есть все элементы таблицы Менделеева. Все живые организмы состоят из маленьких кирпичиков – клеток. Питательные вещества поступают в них в растворённом виде.
Вывод 1: всем растениям и животным необходима вода, так как питательные вещества поступают в клетки в растворённом виде.
Вывод 2: так как человек больше чем наполовину состоит из воды, вода ему необходима.
При потере организмом влаги на 6 – 8 % сверх нормы повышается температура, появляется мышечная слабость.
Потеря 10% воды может привести к необратимым изменениям , 15-20 % - приводит к смерти. Без пищи человек может прожить около месяца, а без воды – всего лишь несколько суток.
4. Кроме употребления внутрь человек использует воду и в других целях. В каких, мы сейчас вспомним, поиграв в игру «Для чего нужна вода?» если вы согласны с предположением, то сигнализируете зелёной карточкой, а если нет – красной.
Вода нужна для:
- умывания;
- купания;
- катания на коньках;
- компота;
- кита;
- стирки белья;
- сушки подушки;
- приготовления завтрака, обеда и ужина;
- катания на качелях;
- катания в лодке;
- стирания двоек и единиц;
- мытья посуды;
- ныряния;
- зевания;
- чихания.
Но ресурсы пресной воды истощаются. Большая часть пресных вод – это льды Антарктиды, Гренландии, Арктики, а также горные ледники. Это запасы люди пока не используют. Сегодня основной источник пресной воды – реки и озёра. Учёные бьют тревогу. Сейчас каждый шестой человек на Земле испытывает недостаток в чистой питьевой воде.
В Беларуси много рек и озёр. Но это не значит, что мы можем бездумно и неэкономно тратить воду. Мы живём на планете Земля и должны чувствовать свою ответственность за сохранение её ресурсов, тем более тех, от которых зависит жизнь миллиардов людей.
Как вы предлагаете экономить воду? (ответы детей)
5. А теперь «водные цифры»
- В среднем из открытого водопроводного крана за 10 минут вытекает 100 литров воды.
- Принимая душ, ты расходуешь в 2 раза меньше воды, чем когда принимаешь ванну.
- Если при чистке зубов ты будешь использовать стакан с водой, а кран будет закрыт, то ты сэкономишь от 5 до 10 литров воды.
- На разовый слив в туалете уходит 8 – 10 литров воды.
- Если семья снизит потребление водопроводной воды на 20%, то количество сэкономленной воды будет такое же, как в озере диаметром 200 и глубиной 2 метра.
Мы – богатая семья
Мы – богатая семья:
Мама, папа, дед и я.
Да, «Москвич» наш старше деда,
На компьютер денег нет,
Экономим на игрушках,
Сломан мой велосипед.
Но зато у нас на кухне
День за днём, за часом час
Тонкой струйкой льёт из крана
Золотой страны запас.
(обсуждение ситуации в группах, составление рекомендации по экономному расходованию воды)
6.Итог занятия.
Закончите, пожалуйста, предложения:
- Чтобы воды хватило всем и надолго, надо…
- Дома люди используют воду для …
- Чтобы сберечь воду, нужно…
Если на какой-нибудь далёкой планете учёные обнаруживают воду, они радуются как дети. Ведь если есть вода, значит, возможна и жизнь! Нам, жителям Земли, повезло. Наша планета расположена как раз на таком расстоянии от Солнца, что большая часть земной воды находится в жидком состоянии и имеет оптимальную для жизни температуру. Давайте вместе заботиться о воде, ведь Земля – это общий для всего живого дом.
План-конспект факультативного занятия по программе
«Азбука Берегоши» (3 класс)
Тема: Применение электричества в жизнедеятельности человека
Цели: исследовать значение электричества в жизни человека.
Задачи: способствовать расширению словаря учащихся и формированию речевых навыков, развивать интерес к факультативным занятиям «Азбука Берегоши», воспитывать бережное развивать отношение к электроэнергии.
Оборудование: мультимедийная установка (набор картинок «Электробытовая техника»), карточки рефлексии.
- Мотивационный этап
Улыбнитесь друг другу! С каким настроением вы начинаете занятие?
Бодрость
Веселье
Радость
Неуверенность
Грусть
Тревога
Выберите себе карточку с тем цветом, который соответствует вашему настроению.
- Актуализация знаний.
Сегодня мы поговорим о том, без чего не может обойтись ни один человек. (Предположения ребят). Тему нашего занятия вы узнаете, досказав словечко в стихотворении.
Очень любим дом мы свой,
И уютный и родной.
Но не каждый бы сумел
Переделать массу дел.
Нужно дома нам убрать,
Приготовить, постирать,
А ещё бельё погладить…
Как со всей работой сладить?
И чудесно, что сейчас
Есть помощники у нас.
Труд они нам облегчают,
Время наше сберегают.
А приходится им, братцы,
Электричеством питаться.
Всем понятно и без спора,
Это – (электроприборы).
3. Постановка цели.
Мы сегодня исследуем значение электричества в жизни человека, узнаем новые слова, т.е. расширим наш словарь, постараемся, чтобы было интересно на нашем занятии.
4. Сообщение нового материала.
1) Электроприборы – наши верные помощники. Это сложные устройства, которые питаются электричеством и выполняют самую разнообразную домашнюю работу. Какую?
Электроприборы сберегают наше время и силы. Представь, что вдруг из дома исчезли бы все электроприборы. Насколько труднее пришлось бы тогда людям!
А сейчас поиграем в игру «Продавец». ( Играют два человека. «Покупатель» описывает электроприбор, а «продавец» - отгадывает.)
Физкультминутка для глаз
2) Где мы встречаем электроприборы в доме чаще всего? (в комнате и кухне) Электроприборы можно разделить на две группы. В этом нам поможет кластер (комнатные и кухонные).
3) Какие же электроприборы служат нам в комнате?
4) Зачем нам нужна электрическая лампа? Что было раньше источником света? (солнце, огонь, лучина, факел, керосиновая лампа) Какие комнатные осветительные приборы вы можете назвать? (Люстра, настольная лампа, ночник, торшер, бра и т.д.) Интересно, что слово «торшер» и «бра» – французские. Торшер означает «факел», а бра переводится как «рука». Сейчас в продаже стали появляются энергосберегающие лампы. Как вы видите на слайде, они служат в 6 раз дольше, чем обычная лампочка.
5) Чтобы угадать следующий прибор, надо отгадать загадку.
Он квартиру убирает,
Пыль и мусор обожает.
Правильно – это пылесос. Почему он так называется? Покажите, как пользоваться пылесосом.
6) Знакомьтесь: машина стиральная,
Помощница нам идеальная.
Машина умеет не только стирать –
Но может она полоскать, отжимать.
Стирка белья издавна была тяжёлым и трудоёмким занятием. Бельё ходили стирать на речку. А мы сейчас постираем в классе, под музыку.
Физкультминутка
(Под музыку выполняются движения:
- Стираем.
- Полощем.
- Отжимаем.
- Стряхиваем воду.
- Вешаем на верёвку.
- Крепим прищепками.
- Снимаем бельё.
- Складываем в корзинку.
- Утюжим.
- Надеваем чистое платье.)
7) Что ещё вы видите на слайде? (Утюг)
Утюг похож на пароход,
Он плавно по белью плывёт,
Пар выпускает и шипит,
И будто тихо говорит:
«Помялось платье? – Ничего!
Разглажу я сейчас его,
Работать мне не привыкать…
Готово. Можно надевать!»
8) Следующие электроприборы расскажут о себе сами. Смотрим следующий слайд.
9) В жарком душном помещенье
Нам сидеть одно мученье.
Кто бы поскорее нас
От жары ужасной спас!
Нашего спасителя мы видим на следующем слайде. Слово вентилятор происходит от латинского слова «вентиляре», что означает «веять», «махать».
10) Чтобы нам быть красивыми и опрятными нам помогают другие помощники. Для мужчин придумали бритвы, а для женщин – фен и электрощипцы. Но помните, что нельзя оставлять включённый прибор без присмотра и надолго.
Теперь мы можем заполнить левую часть кластера. Мы запишем туда все электроприборы, с которыми познакомились. И дополним теми, которые не упоминали. (Телевизор, компьютер и т.д.
А теперь исследуем вторую группу электроприборов.
На кухне электроприборы
Вели друг с другом разговоры.
Заспорили, кто всех главней
И чья работа всех нужней.
Приборы спорили напрасно,
Об этом знаем мы прекрасно.
На кухне нашей, скажем смело,
Приборам всем найдётся дело!
А) Какой электроприбор на кухне главный? (Электроплита) а для чего она нужна?
Б)
Стоит на кухне дом холодный,
И бродит рядом кот голодный.
Дверь дома крепко заперта –
Не впустит бедного кота!
Вы догадались, что это? (холодильник)
На что похож холодильник?
В)
Трудно обойтись в столовой
Без печи микроволновой.
Печь работает без дров,
Без огня и угольков.
В печке лучики живут,
Микроволны их зовут.
Эти чудные лучи
Греют пищу нам в печи.
В каждой кухне есть духовка,
Но в печи – микроволновке
Приготовлю и согрею
Пищу легче и быстрее!
Г) Следующий прибор позволяет нам экономить воду. Это посудомоечная машина. При мытье под сильной струёй такого количества грязной посуды, которое может вместить раковина, уходит около 100 литров воды. Посудомоечная машина расходует от 16 до 25 литров
Д) На следующем слайде ещё наши помощники. Назовите их и расскажите для чего они нужны. (Миксер, электрочайник, тостер, соковыжималка, кофемолка.)
Е) А ещё есть помощник, который в себе сочетает несколько приборов. Это – кухонный комбайн. Он сочетает в себе мясорубку, овощерезку, миксер и т.д.
А что ещё вы видите на слайде? (электромясорубку, кофеварку.)
Теперь можем заполнить правую сторону кластера.
Все эти приборы работают с помощью…(электричества). А за электричество наши родители платят деньги. Чтобы они меньше платили, необходимо экономить электроэнергию. Как это делать вы узнаете на последующих занятиях.
5. Закрепление
Работа в группах.
1-я группа разгадывает кроссворд.
2-я группа разгадывает ребусы.
3-я группа составляет синквейн.
- Объект изучения – электроприборы.
- Признаки объекта (какой?) (электрические, домашние (бытовые))
- Совершаемое объектом действие (помогают, освещают, облегчают)
- Личное отношение к изученному объекту (Помогают жить людям)
- Суть объекта (польза)
Проверка работы групп.
6.Рефлексия.
Покажите при помощи цветных карточек ваше настроение в конце урока. Изменилось ли оно?
На этом наше занятие закончено.
Урок-обобщение по «Азбуке Берегоши»
«Энергетическая эстафета»
В эстафете принимают участие 2 команды:
«Электроники» и «Розетки»
1 конкурс. «Приветствие»
Участники показывают визитку команды.
2 конкурс. «Домашнее задание»
Команды демонстрируют и защищают плакаты на тему: «энергосбережение»
3 конкурс «Разминка»
Командам предлагают отгадать загадки:
- Провели под потолок
Удивительный шнурок
Привинтили пузырек-
Загорелся огонек (электрическая лампочка)
- Кто по проводам
В дом приходит к нам?
Светлое величество
- Очень строгий контролер
Со стены глядит в упор.
Смотрит, не моргает.
Стоит только свет зажечь.
Иль включить в розетку печь-
Все на ус мотает (электрический счетчик)
- В нашем доме под окошком
Есть горячая гармошка
Не поет и не играет –
Просто дом обогревает (батарея)
- На столе, в колпаке
Да в стеклянном пузырьке
Поселился дружок
Развеселый огонек (электрическая лампочка)
- Чудеса на потолке.
Повисло солнце на шнурке (электрическая лампочка)
- Жить без него я не могу
Очень я его люблю
Я пишу, а он читает
И ошибки исправляет
Песни, музыка, кино-
Все хранится у него (компьютер)
- По тропинке я бегу
Без тропинки не могу
Где меня, ребята, нет
Не зажжется в доме свет (электричество)
- Он щелкнул раз-
И свет погас (выключатель)
- Висит она под потолком,
Сидят в ней лампы густо
Ты с ней, наверное, знаком?
Всем ярко светит…(люстра)
4 конкурс. «Соедини электрические провода»
Командам предлагается соединить пословицы.
- Что быть богатым > надо уметь экономить
- Где бережливость > а легко прожить
- Всякий дом > там богатство
- Кто не бережет копейки > хозяин держится
- Нелегко деньги нажить > не живет без хлопот
- Всякий доход > тот сам не стоит рубля
5 конкурс. « Путь Электроши»
Команды правильно соединили провода и открыли путь Электроше.
Команда передает мяч, изображая электроны, бегущие по проводам. Последний игрок, получивший мяч, бежит к началу колонны и вновь передает мяч.
Побеждает команда, участники которой вернутся на свои места первыми.
6 конкурс. «Буквенная мозаика»
В словах перепутались буквы, поставьте их на свои места.
ФЕНТЬ, ЛЬГОУ, ЗАГ, ФРОТ, ДОРОВОД, ЦЫСЛАН.
7 конкурс. «Шифровальщики»
Выполни указанные действия и определи ключ к шифру.
П 7+4-3 К 18-9=2
А 3+9-8 Ч 3+9+4
М 9+8-7 А 10-2-5
Л 7+7-8 О 15-8+5
|
|
|
|
|
|
|
|
(Ответ: лампочка)
Вместо ответов запиши буквы, которые им соответствуют:
12*7 6*5 63/ 9 9*9 7*4
7*4 45/9 10*3 78/3 45/9
А-5, Г-81, Е-30, О-26, Б-84, Р-7, Ж-28
8 конкурс. «Найди пару»
Старинные предметы: Современные приборы:
Чугунный утюг Пылесос
Сковорода Электрочайник
Метла Блинница
Самовар Электроутюг
Ступка Кофемолка
Бигуди Плойка
9 конкурс. «Пантомима»
С помощью мимики и жестов показать зависимость электрических приборов от электричества.
10 конкурс. «Капитанский»
Распознай виды энергии:
-Какой энергией обладают дети? (электрической, тепловой, энергией движения)
-Какой энергией обладает зажженная свеча? (тепловой, энергией движения)
-Какой энергией обладает электрическая лампочка? (электрической, энергией движения)
-Какой энергией обладает движущийся мяч? (тепловой, энергией движения)
11 конкурс
Команды составляют памятки о способах экономии электроэнергии.