Рекомендации для родителей:
· необходимо понять и принять тревогу ребенка, он имеет на не полное право;
· помочь ребенку в преодолении тревоги, создавая условия, в которых ему будет не так страшно;
· делайте вместе с ребенком, но не вместо него;
· можно поделиться своей тревогой, но лучше в прошедшем времени (боялся, но потом удалось сделать то-то и то-то);
· не забывайте, что ответственность не является источником тревоги, но она является знанием границ своих возможностей;
· если не удается разговорить ребенка, но вы подозреваете, что его что-то гнетет, поиграйте с ним;
· будьте сами более оптимистическими, следите за выражением своего лица, чаще улыбайтесь, убеждайте ребенка, что все будет хорошо;
· старайтесь в любой ситуации искать плюсы, по принципу ''нет худа без добра'';
· если ребенок напряжен, предложите ему упражнения на расслабление: глубокий вдох, улыбнуться, представить что-то приятное.
Рекомендации для учителей:
· избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость;
· не сравнивайте ребенка с окружающими;
· доверяйте ребенку, будьте с ним честным и принимайте его таким какой он есть;
· чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию;
· способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что;
· чаще обращайтесь к ребенку по имени;
· демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку;
· не предъявляйте ребенку завышенных требований; если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов, не забудьте похвалить;
· будьте последовательны в воспитании ребенка, и не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше;
· старайтесь делать ребенку меньше замечаний;
· используйте наказание лишь в крайних случаях;
· не унижайте ребенка, наказывая его;
· общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей;
· помогите ему найти дело по душе, где он мог бы проявить свои способности и не чувствовал бы себя ущемленным.
Приемы работы с тревожным ребенком.
Работа с тревожным ребенком занимает достаточно длительное время. Рекомендуется проводить работу по 3 основным направлениям:
1. повышение самооценки ребенка;
2. обучение саморегуляции в конкретных, наиболее волнующих его случаях;
3. снятие мышечного напряжения.